Frankfurter Rundschau | 20 декабря 2010 г.
Несвободный на свободе
Виктор Функ
Немецкая Frankfurter Rundschau публикует интервью с Игорем Сутягиным, "центральной фигурой в крупнейшем с момента окончания холодной войны обмене агентами". Издание напоминает, что летом этого года Сутягина, отбывавшего наказание за шпионаж, вместе с тремя другими заключенными Россия обменяла на своих разведчиков, задержанных в США. Сутягин, рассказывает корреспондент издания Виктор Функ, заверяет, что никогда не занимался шпионской деятельностью. Тем не менее, 11 лет он провел в тюрьмах и лагерях. Сегодня он живет неподалеку от Лондона.
Однако этим летом Сутягин признал себя виновным. "Это было условием обмена", - поясняет он и добавляет, что не хотел участвовать в данной процедуре, поскольку ее условием был отъезд из России. Сейчас Сутягин в Англии, но его жена и обе дочери остаются на родине.
Сутягин вспоминает о процессах, где рассматривалось его дело. Первый проходил в Калуге. Тамошний судья, говорит он, "был достаточно честным, чтобы не осудить меня, но не достаточно мужественным, чтобы оправдать". Затем дело рассматривалось в Москве. Осужден он был во втором процессе и при четвертом судье. Двое судей, рассказывает эмигрант поневоле, отказались от ведения процесса, третий судья встал на его сторону. Четвертый прибег к казуистике. Ставя перед присяжными вопрос о том, передавал ли Сутягин информацию за рубеж, он опустил слово "секретную". Собственно, и сам Сутягин никогда не отрицал передачу материалов из открытых источников.
За время своего ареста Сутягин побывал в семи тюрьмах и четырех лагерях. Постоянные перемещения, считает он, предпринимались ради того, чтобы "жизнь медом не казалась". Каждый перевод - это стресс, утверждает он.
Во время заключения по просьбе сокамерников и солагерников Сутягин написал более сотни жалоб и ходатайств. Иногда с положительным результатом, иногда - без оного. От своего имени он подал две просьбы о помиловании. На первую ответа Сутягин не получил, во второй ему отказал тогдашний президент Путин.
В беседе с корреспондентом Сутягин признался, что хочет вернуться в Россию. Препятствие заключается в том, что у него отсутствуют документы об освобождении, их ему попросту не выдали. Сутягин обращался с этим вопросом к российскому послу в Лондоне, писал президенту Медведеву. Его адвокаты направили запрос в Лефортовскую тюрьму с тем, чтобы им сообщили, на каком основании Сутягина отпустили из тюрьмы. Ответ оказался более чем парадоксальным - "Сутягин тюрьму не покидал". Поэтому он уверен, что стоит ему въехать в Россию, как его тотчас же арестуют.
Находясь на свободе в Англии, Сутягин признается, что не чувствует себя полностью свободным, потому что не имеет возможности воссоединиться со своей семьей. Он надеется на то, что президенту Медведеву удастся осуществить в стране перемены и отделить юстицию от политики. "Решение по делу Михаила Ходорковского покажет, стоит ли надеяться, - говорит он. - Это решение также будет решением судьбы России".
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях