Статьи по дате

The Washington Post | 20 декабря 2010 г.

Надзор за Америкой

Дана Прист и Уильям М. Аркин

Спустя 9 лет после терактов 11 сентября Соединенные Штаты формируют колоссальный аппарат внутренней безопасности, который будет собирать информацию об американских гражданах силами ФБР, местной полиции, ведомств национальной безопасности на уровне штатов и военных следователей уголовного розыска, сообщает The Washington Post в статье, продолжающей ее проект "Сверхсекретная Америка". "Эта система, самая крупная и самая изощренная в техническом отношении в истории США, собирает, хранит и анализирует информацию о тысячах граждан и жителей США, многие из которых не обвинены ни в каких противозаконных действиях", - пишут журналисты Дана Прист и Уильям М. Аркин.

Задача правительства - обеспечить, чтобы все правоохранительные органы на уровне отдельных штатов и конкретных населенных пунктов снабжали информацией Вашингтон в помощь ФБР, курирующему в США расследования терроризма.

"Другие демократические страны - взять хоть Великобританию и Израиль - хорошо знакомы с такими мерами внутренней безопасности. Но для Соединенных Штатов совокупность этих новых практик знаменует переход государственного надзора над населением на новый уровень", - пишут авторы.

По оценкам газеты, структуры госбезопасности, созданные в США после 11 сентября, настолько громадны и так сильно засекречены, что "никто не знает, в какую сумму они обходятся, сколько в них сотрудников и сколько программ существует под их эгидой".

"В сегодняшней статье, а также в сопутствующих материалах на сайте нашей газеты рассказывается, как работает "Сверхсекретная Америка" на местном уровне. Описывается сеть из 4058 федеральных структур, структур штатов и местных ведомств, каждое из которых имеет свои обязанности по борьбе с терроризмом и юрисдикции. Не менее 935 из этих структур созданы после терактов 2001 года или занялись борьбой с терроризмом лишь после 11 сентября", - говорится в статье.

Журналистское расследование длилось несколько месяцев, оно основано на без малого 100 интервью и 1 тыс. документов. "Из него следует:

1) Технологии и методы, отшлифованные для применения на театре боевых действий в Ираке и Афганистане, попали в руки американских правоохранительных органов;

2) ФБР создает базу данных с именами и определенными персональными данными - например, информацией о местах работы - тысяч американских граждан и жителей, чье поведение показалось подозрительным кому-то из местных полицейских или частных лиц. Эта база доступна для все большего числа следователей местных правоохранительных органов и военного уголовного розыска, поэтому растут опасения, что однажды она окажется в открытом доступе;

3) Стараясь больше узнать об исламе и терроризме, некоторые правоохранительные органы наняли самозваных экспертов, чьи экстремистские представления об исламе и терроризме расцениваются ФБР и американскими разведслужбами как неверные и контрпродуктивные;

4) Министерство внутренней безопасности США рассылает своим партнерам в штатах и на местах доклады разведки, где мало ценных указаний, а структуры штатов иногда неправомерно доносят о законных собраниях граждан".

Со своей стороны, сотрудники спецслужб США отмечают: необходимость выявления американских граждан, планирующих теракты, возросла как никогда. В нынешнем году таких дел насчитывается две дюжины. "Самый свежий пример - операция ФБР в декабре, в результате которой в ловушку попался строитель из Балтимора, обвиняемый в подготовке взрыва на вербовочном пункте армии США в Мэриленде. Ранее был арестован американский гражданин, уроженец Сомали, которого обвиняют в планах взорвать бомбу на церемонии включения рождественской елки в Портленде", - пишет газета.

Администрация Обамы приветствует усилия по борьбе с террористами в США как долгожданную модернизацию контртеррористических методов. И все же на федеральном уровне стоимость и эффективность этих программ трудно выяснить доподлинно, так как большая часть расходов покрывается из бюджетов штатов, графств и т.д.

Публичным лицом кампании является глава Министерства внутренней безопасности Дженет Наполитано. Она недавно мобилизовала в помощь ведомству сотрудников сети Wal-Mart, железнодорожной компании Amtrak, крупные спортивные лиги, сети отелей и пассажиров метро. "В своих речах она сравнивает эти меры с борьбой против коммунистов во времена холодной войны", - замечает газета.

Преступников и террористов теперь ловят одними методами что в Кабуле, что в штате Теннесси. Например, в Ираке американцы пользовались портативными беспроводными сканерами отпечатков пальцев, чтобы брать отпечатки у жителей целых кварталов. Теперь полицейские управления приобретают такие же сканеры для того, чтобы удостовериться в личности водителей. В небе над мексиканской и канадской границами парят беспилотники Predator с видеокамерами - те же самые, которые следили за противником в Косово, Ираке и Афганистане.

В Мемфисе, штат Теннесси, Министерство внутренней безопасности помогло городской администрации приобрести камеры видеонаблюдения, которые отслеживают жизнь близ криминогенных районов и ключевых объектов инфраструктуры. Технический директор местного полицейского управления Джон Харви собирает всевозможную информацию: например, уговорил местную энергокомпанию день в день информировать его об именах и местожительстве клиентов, чтобы полицейские являлись с ордерами на обыск по правильным адресам.

Полицейские машины в Мемфисе теперь снабжены устройством, автоматически считывающим автомобильные номера вокруг: не нужно вводить их вручную в компьютер для проверки. "Если полицейский останавливает автомобилиста, больше не надо ждать 20 минут, пока в управлении вручную проверят базу данных. Ручное устройство поможет полицейскому мгновенно скачать фото водителя, его номер свидетельства социального страхования (в США в определенном смысле заменяет паспорт. - Прим. ред.), данные о водительских правах и существующих ордерах на арест, если таковые выданы", - говорится в статье. По своему компьютеру в машине полицейский может выяснить и другие подробности: имя владельца автомобиля, его адрес, судимости, проживают ли по тому же адресу лица с судимостями и т.п.

Журналисты приводят пример: недавно был задержан автомобилист с просроченными водительскими правами. Это тут же выяснилось, ему велели заплатить штраф и отпустили. Сведения об этом задержании, как и подробности всех других, были автоматически переданы в штаб, информацию привязали к координатам на карте, которая помогает аналитикам предсказывать правонарушения. Отпечатки пальцев нарушителя попали в базу данных ФБР в Кларксберге, Западная Вирджиния, где хранятся также данные о пленных в Саудовской Аравии и Йемене, Ираке и Афганистане: вкупе 96 млн комплектов отпечатков пальцев. С нынешнего года ФБР, Министерство внутренней безопасности и Пентагон впервые могут проводить поиск в базах данных друг друга, сообщила Майра Грей, глава управления биометрической идентификации Пентагона.

Тем временем ФБР создает колоссальную базу информации Guardian, где хранятся профили десятков тысяч американцев и законно проживающих в США лиц. Эти люди не обвиняются ни в каких преступлениях. "Что же они натворили? Просто местному шерифу, дорожному инспектору или даже соседу показалось, что они ведут себя подозрительно", - пишет газета. Если новая программа Nationwide Suspicious Activity Reporting Initiative будет воплощена в жизнь, в информационной базе когда-нибудь соберутся досье из всех полицейских управлений США.

"Собственно, эффективность этой информационной базы зависит от сбора данных о людях, которые не изобличены в преступлениях или терроризме, и от того, насколько быстро удастся составить на них детальные профили", - пишет газета. Критики опасаются, что сбор такой информации создает возможности для всевозможных злоупотреблений.

"Аналитики разведывательных управлений штатов и следователи ФБР используют эти донесения, чтобы определить, с какой целью человек купил удобрения - для выращивания помидоров или для изготовления бомбы", - пишет газета. Так, в конце сентября некий человек сфотографировал паром в Южной Калифорнии на мобильный телефон. Как донес местный полицейский, подозрительный субъект кому-то позвонил, прошел к своему автомобилю, а через 5 минут вернулся и сделал еще несколько снимков. Затем к нему присоединился второй человек, и они оба наблюдали за передвижениями судов в бухте. Еще через некоторое время к ним присоединился третий человек с двумя маленькими детьми, все сели на паром и пересекли пролив. "Вся эта информация была передана в объединительный центр в Лос-Анджелесе для дальнейшего расследования; ранее местный полицейский прогнал информацию о машине и ее владельце через несколько криминальных баз данных и ничего не обнаружил", - пишет издание.

Если в объединительном центре информацию сочтут серьезной, ее перешлют в ФБР и она немедленно попадет в базу данных Guardian. "Далее возможны три сценария:

1) ФБР соберет дополнительную информацию, не выявит связей с терроризмом и закроет дело, но досье останется в базе данных;

2) будет выявлена возможная связь с террористами и начнется полномасштабное расследование;

3) или, как происходит чаще всего, окончательного решения не будет. Донесение будет находиться в промежуточном состоянии до 5 лет, и за это время к досье потенциально добавится другая информация о человеке, который сфотографировал паром: его кредитная история, место жительства, место работы, телефонные номера, аудиозаписи, видеозапись с камеры в полицейской машине в бухте, где он фотографировал; все что угодно из государственных или коммерческих баз данных", - пишет газета.

На декабрь нынешнего года в Guardian имеется 161948 досье о подозрительном поведении. По 103 случаям начаты серьезные расследования, не менее 5 человек арестованы, пока никто не признан виновным.

Об эффективности этой практики и ее последствиях в ФБР и других спецслужбах много спорят. "Большая часть информации о подозреваемых террористах в США исходит от конфиденциальных источников ФБР и разведслужб, работающих преимущественно за рубежом", - поясняет издание. В Министерстве внутренней безопасности указывают на успехи: в прошлом году объединительный центр в Колорадо нашел информацию об американском гражданине Наджибулле Зази, уроженце Афганистана, который собирался заложить бомбу в нью-йоркском метро.

Газета выяснила, что уровень подготовки контртеррористических аналитиков на местах часто оставляет желать лучшего, а министерство дает нечеткие указания.

"Но даже будь информация лучше, это ничего бы не изменило. Причина проста - во многих американских городах просто слишком мало работы, связанной с борьбой с терроризмом. Недавно в Юте один из пяти аналитиков в объединительном центре штата писал доклад о росте передозировок среди подростков, принимающих лекарство, которое можно купить в аптеке. Другой обеспечивал безопасность гостя - президента Сенегала. Третий помог властям маленького городка найти людей, которые торговали подписками на журнал и прикарманивали деньги", - повествует газета.

Подавляющее большинство центров использует федеральные гранты, выделенные на укрепление внутренней безопасности, для борьбы с банальной мелкой преступностью. "Это происходит, так как после 11 сентября местные правоохранительные органы сделали то же самое, что и все другие ведомства и частные компании Сверхсекретной Америки, - пошли на запах денег", - замечают авторы. Как бы то ни было, директор полицейского управления Мемфиса Годвин подчеркнул, что надо сохранять бдительность и сознавать: любой промах чреват бедой.

Источник: The Washington Post


facebook

Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
При любом использовании материалов сайта гиперссылка (hyperlink) на InoPressa.ru обязательна.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях
© 1999-2024 InoPressa.ru