Статьи по дате

Financial Times | 20 декабря 2011 г.

Мама всех телешоу

Кортни Уивер

По сравнению с российским реалити-шоу "Мама в законе" англоязычный "Большой брат" невинен, как "Улица Сезам", замечает The Financial Times в очередной статье цикла "Россия в 2011 году". Журналистка Кортни Уивер начинает с описания драки между двумя участницами - миниатюрной 65-летней дамой, которая любит классическую музыку, и 52-летней домохозяйкой со светлыми кудряшками. "Сцена странная, особенно если учесть возраст женщин, но все, несомненно, по-настоящему. Именно такими страстями и знаменит продюсер шоу Валерий Комиссаров", - пишет автор.

Концепция "Мамы в законе" порождает конфликты по определению: 12 молодых женщин и 7 молодых мужчин, причем мужчины в сопровождении матерей, живут в одном доме. Матери оказались такими же конфликтными и изворотливыми, как молодое поколение. Комиссаров известен тем, что берет безобидные идеи и воплощает их в мегасагах а-ля Тарантино, замечает автор. "Золотой жилой" для него стал "Дом-2" - самое длительное реалити-шоу в мире. "Мама в законе", по мнению автора, - попытка Комиссарова привлечь к экранам не только молодых, но и их родителей.

"Шоу Комиссарова в любой стране вызывали бы шок, но на российском телевидении они выделяются особо: здесь доминируют преимущественно новости, подвергнутые цензуре, и импортные американские ситкомы", - утверждает автор.

Вопрос в том, почему зрители смотрят творения Комиссарова - потому ли, что он обнажает какую-то глубокую правду о российской культуре и обществе? Или его публика, как поклонники реалити-шоу во всем мире, всего лишь желает испытать шок?

Журналистка побывала в рабочем кабинете Комиссарова - "размером с зал заседаний правления компании, входящей в индекс FTSE 100", отмечает она. Из меблировки - письменный стол, пара кресел и две фотографии. На одной Комиссаров, в прошлом депутат Госдумы, изображен в обществе Путина, на другой - в обществе Патриарха РПЦ.

"Поразительный контраст. Как-никак Комиссаров зарабатывает тем, что культивирует сцены насилия и секса", - замечает автор. Сам Комиссаров не видит парадокса - он говорит, что его программы обнажают пороки и добродетели общества и побуждают людей находить хорошие стороны в самих себе, они ничем не отличаются, например, от "Анны Карениной". Социолог Александр Новиков считает: интерес к "Маме в законе" объясняется попыткой исследовать разрыв между поколениями - чрезмерно заботливыми матерями и их независимыми потенциальными невестками.

Главный редактор "Мамы в законе" Александр Расторгуев - в прошлом филолог, специалист по литературному авангарду. Он полагает, что театр в России умер и традиционные телесериалы тоже отомрут. "Для него жанр реалити-шоу - новая форма русского искусства, гимн реальным персонажам из пролетариата, мостик, протянутый между современной Россией и ее великими литературными и художественными традициями", - говорится в статье. Со своей стороны, ведущая Ксения Собчак заметила, что люди театра и кино смотрят "Дом-2", чтобы лучше чувствовать реальные диалоги, видеть поведение реальных людей.

Вряд ли большинство зрителей выискивает в шоу Комиссарова такие нюансы, замечает автор, "но, несомненно, россиян привлекают иные реалити-шоу, чем англичан или американцев". Так, продюсерская фирма Endemol обнаружила, что для России некоторые западные форматы реалити-шоу надо видоизменять.

Например, англичанам и американцам нравилось смотреть, как участники шоу Wipeout смешно падают на полосе препятствий. В российском варианте - "Жестоких играх" - зрители больше интересуются драмами, которые разыгрываются между участниками, пояснила Марина Уильямс, глава отдела Endemol по Центральной и Восточной Европе. Русские очень эмоциональны, отметила она: "Мы воспитаны на классической литературе, которая заставляла нас очень глубоко задумываться над качеством взаимоотношений между людьми". В Америке реалити-шоу - скорее развлечение, тогда как в России - эмоциональный опыт, говорит Уильямс.

При этом Комиссаров полагает, что американская аудитория будет в восторге от "Мамы в законе". По его мнению, зритель реалити-шоу везде одинаков: ему нужны моральная сентенция и возможность сбежать от проблем реальной жизни. Душу нужно чистить точно так же, как зубы, "чтобы не думать о конце света, обо всех ужасах в политике и финансах", пояснил Комиссаров.

"Такое мировоззрение, пожалуй, не очень удобоваримо для американцев, обожающих болеть за участников Wipeout. Но если кто-то и сможет "продать" им его, то это Валерий Комиссаров", - заключает журналистка.

Источник: Financial Times


facebook

Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
При любом использовании материалов сайта гиперссылка (hyperlink) на InoPressa.ru обязательна.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях
© 1999-2024 InoPressa.ru