Le Temps | 20 декабря 2011 г.
От Ельцина до Путина: поразительная преемственность
Андрэ Либих
Говоря о России после 1991 года, принято выделять два на первый взгляд отличающихся друг от друга десятилетия: ельцинские 90-е как время демократизации и эмансипации от советского наследия и последующие годы путинского авторитарного режима, отмеченные контролем над СМИ и оппозицией и пренебрежением фундаментальными правами. Но если вглядеться внимательнее, можно заметить, что у двух этих режимов больше схожих черт, чем различий, и это сходство позволяет делать предположения о том, каким будет предстоящее десятилетие, пишет Le Temps.
Борис Ельцин сохранился в нашей памяти как мужественный человек, бросивший вызов последней попытке сохранить советскую диктатуру в августе 1991 года, без насилия ликвидировавший огромную империю, проведший экономическую реформу и приобщивший Россию к демократическим ценностям. Однако последующий разгон парламента зародил сомнения в приверженности Ельцина принципам правового государства. Принятая при участии всего 54% избирателей новая конституция наделяла президента широкими полномочиями и оберегала его от колебаний, связанных с результатами выборов, чем и воспользовались как Ельцин, так и его преемник. А тот факт, что Ельцин сумел удержаться у власти, не имея большинства в парламенте, успокаивает нынешний режим. Экономическая реформа Ельцина обернулась огромной инфляцией, обнищанием населения и обогащением за счет диких приватизаций очень узкого круга "новых русских". Безрассудное вторжение в Чечню напугало и унизило страну. На выборах 1996 года Ельцин побеждает с минимальным преимуществом, и то за счет фальсификаций, организованных созданными им олигархами. Последняя иллюзия успеха исчезает с финансовым кризисом 1998 года.
Назначение Владимира Путина совпадает с началом нового тысячелетия и возрождает у России надежду. Ему удается переломить ход чеченского конфликта, благодаря росту цен на нефть восстановить финансы страны, повысить ВВП, гарантировать своевременную выплату пенсий и зарплат и даже вернуть России международный престиж. Однако, как и в случае Ельцина, прогресс оказался иллюзорным, отмечает историк Андрэ Либих. "Хотя российские военные уже (почти) не гибнут в Чечне, там от имени Кремля правит местный жестокий сатрап, теракты продолжаются по всей Российской Федерации, а Северный Кавказ ускользает из-под контроля центра. Экономический рост внезапно прекращается с началом финансового кризиса 2008 года, а ВВП обрушивается сильнее, чем в 1998 году, хотя резких мер удается избежать благодаря бюджетной "подушке", накопленной за богатые годы. Коррупция же развивается вызывающими темпами", - пишет издание. В то же время экзистенциальные проблемы России никуда не делись: население продолжает сокращаться, система здравоохранения разваливается, и никакой режим не в состоянии одолеть вечное русское бедствие - алкоголизм, подчеркивает газета.
Те, кто пытается реабилитировать ельцинское десятилетие, говорят о контроле Кремля над СМИ и угрозах в адрес журналистов. Однако именно в последние десять лет цифровые средства информации, труднее поддающиеся контролю, совершили большой скачок, предлагая альтернативные точки зрения. Хотя государство пытается жестко контролировать развитие гражданского общества, создавая преданные себе организации вроде "Наших", бурный рост неправительственных организаций ускользает из-под госконтроля, отмечает Либих.
"Как Путин, так и Ельцин вступали в должность, обещая радикальные перемены. Ельцин видел себя либеральным демократом, при котором Россия должна стать похожей на западную страну. Путин позиционировал себя как строгого поборника права и обещал вернуть России достоинство и благосостояние. Оба президента пережили период благорасположения, а через какое-то время - очень короткое для Ельцина и более продолжительное для Путина - утратили народное доверие", - констатирует автор статьи.
Тот факт, что оба президента вынуждены противостоять одним и тем же противникам, позволяет оценить степень этой преемственности, отмечает издание, напоминая, что и ЛДПР, и КПРФ со своими нынешними лидерами были главными конкурентами действующей власти и 20 лет назад. Будь то с помощью массовых нарушений, как Ельцин в 1996 году, или менее масштабных фальсификаций, но Путин скорее всего будет переизбран президентом в 2012 году, признает газета. "Тем не менее, тень все тех же соперников и вечные проблемы, с которыми сталкивается страна в обстановке народного разочарования и недоверия, напоминают нам, что преемственность в России одерживает верх над переломом".
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях