Frankfurter Allgemeine | 20 февраля 2001 г.
Морозная оттепель
Маркус Венер
В понедельник после обеда в Москве было минус шесть - в середине февраля еще не время для продолжительной оттепели. О политической оттепели должен позаботиться генеральный секретарь НАТО Робертсон во время своего визита в Москву. Во время встреч с президентом России Владимиром Путиным, министром иностранных дел Игорем Ивановым и секретарем Совета безопасности России Сергеем Ивановым лорд Робертсон должен развеять опасения России по поводу расширения НАТО, мешающие установлению отношений полномасштабного политического партнерства между сторонами.
Последний раз Робертсон приезжал в Москву год назад. Это был первый официальный контакт между Брюсселем и Москвой после того, как Россия приостановила сотрудничество с Альянсом в связи с военными действиями на Балканах.
В настоящее время обстановка для визита Робертсона в Россию не самая благоприятная. Отношение к НАТО в стране плохое, в первую очередь, из-за поведения главного члена Альянса - США. Бомбардировки Ирака американской и британской авиацией были встречены в России резко негативно. Председатель думского комитета по внешней политике Дмитрий Рогозин в понедельник сообщил, что комитет предложил президенту Путину в знак солидарности с Багдадом отменить международные санкции в одностороннем порядке.
Российский МИД, правда, отверг это намерение, так как оно противоречит позиции России о руководящей роли ООН в мировой политике.
В Москве снова отмечались реакции, подобные той, которая наблюдалась в начале военных действий на Балканах, хотя и в более мягкой форме. Сторонники Владимира Жириновского, например, в воскресенье размахивали у ворот американского посольства портретами иракского лидера Саддама Хусейна. Жириновский, как и во время балканского кризиса, готов послать своих вооруженных сторонников на помощь Багдаду. Евгений Примаков, бывший премьер-министр и давний друг Хусейна, утверждает, что американцы ?заказывают музыку?, под которую танцуют их европейские союзники. Цель таких действий - изоляция России.
Кремль отреагировал на американские бомбежки более сдержанно. Сотрудничество с Багдадом затруднено, утверждают в Совете безопасности России, где с озабоченностью наблюдают за милитаризацией Ирака. В этом вопросе, русские, по-видимому, больше разделяют позицию американцев, чем хотят показать официальные российские власти. Россия опасается только претензий США и НАТО на роль мирового полицейского, утверждают в Кремле и министерстве обороны. Развитие отношений между Москвой и НАТО зависит исключительно оттого, насколько Альянс учитывает интересы России, - утверждает начальник Главного управления международного военного сотрудничества Минобороны России генерал Ивашов.
Речь, по-видимому, идет о запланированном вступлении в НАТО государств Балтии - Эстонии, Латвии и Литвы. Зачем НАТО нужно принимать в свои ряды эти страны, если она перестала быть старым военным блоком и если от России больше не исходит военной угрозы? - спрашивают русские.
Робертсон, со своей стороны, заявляет, что Москва протестовала и против вступления в НАТО и Польши, Венгрии и Чехии. ?А ведь присоединение этих государств к Альянсу создало в Центральной Европе зону стабильности, что выгодно и России?, - заявил Робертсон российским информационным агентствам. Однако напоминание о вступление в НАТО государств Центральной Европы едва ли может быть убедительным аргументом для России. Если русские не смогли помешать проведению первого этапа расширения НАТО, то тем активнее будет их сопротивление теперь, когда речь идет о вступлении в Альянс государств Балтии, затрагивающем интересы безопасности России. На прошлой неделе в Таллине Рогозин предостерег Эстонию от вступления в Альянс, угрожая охлаждением отношений с Россией. Тактическое ядерное оружие русских будет нацелено на объекты НАТО в Эстонии, а весь северо-запад России будет активно милитаризироваться, - заявил Рогозин. Кроме того, Россия может отказаться от экономического сотрудничества с государствами Балтии. Со своей стороны, представители НАТО утверждают, что позиция России не окажет никакого влияние на решение о принятии государств Балтии в Альянс. Как будет разрешен этот конфликт интересов России и НАТО пока неясно: по словам Робертсона, окончательное решение о принятии в НАТО новых членов пока не принято.
Однако некоторый прогресс в отношениях России и НАТО все же наметился. В первую очередь речь идет о возобновлении деятельности информационного бюро НАТО в Москве. Во время конфликта в Югославии весь обмен информацией между сторонами осуществлялся через двух референтов немецкого посольства в Москве, исполняющего функции посредника между Россией и НАТО. В самостоятельном информационном бюро НАТО будет 10-12 сотрудников. Для того чтобы избежать дипломатических проблем, информационное бюро НАТО будет относиться к посольству Бельгии.
Немецкое посольство сохранит функции посредника НАТО в Москве. Военной миссии НАТО в России пока нет, однако Брюссель и Москва уже договорились начать переговоры о ее создании. Только вот температура в Москве продолжает падать.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях