Corriere della Sera | 20 февраля 2002 г.
Ленинград: жертвы, которых Сталин мог избежать
Фабрицио Драгосей
60 лет назад, в разгар зимы начался самый трагический период осады Ленинграда, самый драматичный в истории человечества, когда от голода и холода погибло около 750 тысяч мужчин, женщин и детей. О Ленинградской блокаде во времена СССР всегда говорили высоким слогом: героический город, население, готовое на все, чтобы противостоять нацистским захватчикам, несокрушимая вера в окончательную победу под руководством Сталина. Но сегодня, с появлением документов, ранее хранившихся в секретных архивах, историческая наука более сдержанно подходит к оценке событий тех дней. Возникают все более серьезные сомнения в правильности действий советского диктатора: слишком поздно пришло осознание важности, в том числе и стратегической, города Ленинграда. До этого момента слишком мало делалось для спасения города: "Гибнут не только жители Ленинграда. Люди умирают и на фронте, и на оккупированных территориях", - отвечал он тем, кто говорил об ужасающей ситуации, сложившейся в северной столице. И в течение самых длинных 900 дней блокады, прежде всего в январе и феврале 1942 года в городе все было вовсе не так, как о том рассказывали официальные историки. В частности, о том, как миллионы людей делили между собой пищу. Банды отчаявшихся людей нападали на беззащитных граждан и убивали их, чтобы заполучить их продуктовые карточки. Тысячи людей занимались каннибализмом и, по меньшей мере, 300 из них были расстреляны по этой причине.
Прибытие моторизованных немецких колонн к воротам города застало местное командование врасплох. Вместо того, чтобы эвакуировать гражданское население, командование решило копать траншеи и строить фортификационные сооружения, для чего было привлечено около полумиллиона человек. И когда представители высшего немецкого командования дошли до Пулковских высот, с которых даже невооруженным глазом можно было видеть шпиль Адмиралтейства и Петропавловскую крепость, в городе оставалось продуктов питания на 30-60 суток. Два с половиной миллиона жителей, среди которых было 400 тысяч детей, могли снабжаться лишь через коридор, соединявший город с территорией, которая еще находилась под контролем советских войск.
Но Сталин и его генералы думали в Москве о других фронтах и не придали значения заявлению Гитлера: "Мы не будем входить в Ленинград, мы позволим голоду и холоду сделать эту работу за нас. Потом, весной, мы все сравняем с землей, и от этого города не останется и следа".
В ноябре город был уже полностью окружен. Но еще в течение нескольких недель, несмотря на интенсивные бомбардировки, длившиеся порой 18 часов подряд, через Ладожское озеро осуществлялась ненадежная связь с большой землей. Но на Ладоге стал лед, и в Ленинград уже ничего не поступало. В городе не хватало воды, и не было электричества, поскольку все электростанции находились в руках немцев. Каждой семье на всю зиму выдали 2 с половиной литра керосина. Паек для рабочих сократился до 125 граммов хлеба, состоявшего в основном из опилок. Не работавшие взрослые получали 473 калории в день (сейчас минимальное количество калорий, необходимое для поддержания здоровья, оценивается в 3 000 калорий), а дети получали 423 калории, меньше четверти того, что должен ежедневно получать новорожденный. Были съедены собаки и кошки, а потом и мыши. Люди ели клей, вазелин и кожу.
В результате бомбардировок погибли тысячи жителей, но еще одним следствием были выбитые окна. В январе температура опустилась до 21 градуса мороза. Ни у кого больше не было сил ходить на работу, рабочие жили прямо на немногочисленных все еще действовавших предприятиях. Умерших свозили на санках для захоронения в определенные места, потому что земля была слишком твердой для того, чтобы ослабевшие люди могли копать отдельные могилы. Потом их оставляли дома, на улицах. Начался каннибализм. "Я видела десятки раздетых трупов. Ножами вырезались части, где еще оставалось хотя бы немного мышц", - рассказала бывшая учительница Зинаида Павлова. Но были и те, кто ел человеческое мясо неосознанно: "Иногда нам удавалось обменять золото на загадочные котлетки. Никто не спрашивал, из чего они сделаны", - поведал еще один переживший блокаду, Михаил Щетинкин.
Но помимо смерти, сильный мороз нес и спасение. По замерзшему озеру начали ездить грузовики. Была даже построена железная дорога, по которой продолжали ходить поезда до самых оттепелей. Последние составы проходили уже по воде. Запоздало Сталин понял, что если Ленинград будет сдан, то в линии Северного фронта откроется огромная брешь, и тогда будет прервано сообщение между Москвой и арктическими портами. Поэтому "дорога жизни" по Ладожскому озеру должна была оставаться открытой любой ценой. Но блокада длилась 900 дней, до 1944 года. Согласно официальным данным, от голода умерла 641 тысяча жителей, в основном зимой 1941-1942 годов. Но по данным ученых, более реалистичной считается цифра в 750 тысяч, причем некоторые говорят даже о миллионе человек. И только лишь для вывоза из города тел умерших весной 1942 года были привлечены 300 тысяч жителей.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях