The Wall Street Journal | 20 февраля 2002 г.
Как Диздаревич пережил скандал и стал королем олимпийских билетов
Питер Уалдмэн
Господин Диздаревич ? официальный спонсор Олимпийских Игр. Такой титул вряд ли является достойной наградой за его плутовскую карьеру. За время игр, церемонией закрытия которых состоится в воскресенье, его компания "Jet Set Sports", привезет в Солт?Лейк?Сити 16 000 гостей, застелит 18 000 постелей в отелях, обеспечит 132 000 завтраков, обедов и ужинов, продаст билетов на 23 млн. долларов. По его словам объем олимпийских продаж "Jet Set", в том числе таким клиентам, как "ChevronTexaco", "AOL Time Warner", "Merrill Lynch" и "McDonald's", перевалит за 80 млн. долларов.
Неплохо для иммигранта из Боснии, который в 1999 г. сказал федеральному судье в Бруклине, что его компания не обладает обозначенным в справочниках телефонным номерам, не ведет рекламы и даже не имеет собственного счета, потому что имеет дело в основном с иностранной валютой. Позднее он сказал американским прокурорам, что выделил лидерам Олимпийского комитета Солт?Лейк?Сити, боровшегося за право провести Олимпиаду, 131 000 долларов наличными. Банкноты передавались из рук в руки в отелях и аэропортах в 1994 и 1995 гг. Обвинения, которые могли бы закончить отношения Диздаревича с Олимпиадой ? правительство представило список из пятнадцати пунктов обвинения двум руководителям крупной компании ? в прошлом году были сняты окружным судьей.
По словам Диздаревича, его причастность к этому скандалу ? давно забытая история. Отважный пятидесятилетний житель Нью?Джерси заключил спонсорское соглашение с Организационным олимпийским комитетом Солт?Лейк?Сити и Олимпийским комитетом США и практически обладает монополией на американском рынке билетов на олимпийские состязания. В обмен на примерно 20 млн. долларов гонораров, розданных влицам и организациям, имеющим отношение к трем олимпиадам, включая Игры 2004 г. в Афинах, Диздаревич получил гарантированный доступ к лучшим билетам и комнатам в отелях. Он продает их корпоративным покупателям пакетами по огромным ценам. Кроме того, он владеет правами на перепродажу огромного количества билетов на второстепенные спортивные события. Эти билеты он продает частным лицам в комплекте с правом проживания в двух?, трехзвездочных отелях.
"Корпоративные клиенты очень его ценят, ? говорит Дик Шульц, руководивший Олимпийским комитетом США в конце девяностых, когда Диздаревич был одним из нескольких авторизованных распространителей билетов, пытавшихся захватить широкий доступ к этому бизнесу. ? Сид взялся за надомный промысел и превратил его в супер?хит".
Один из примеров этого ? Солт?Лейк?Сити. Диздаревич воспользовался спонсорским соглашением, подписанным в 1999 г., и получил в свое распоряжение 30% площадей городских отелей и свыше 10% всех билетов на Игры. Он забронировал три лучших ресторанов на все 17 дней Олимпиады, взял в аренду 124 внедорожника и 24 автобуса, чтобы возить на них VIP-клиентов. Корпоративные пакеты стоят 20 000 ? 30 000 долларов на три дня, включая все, кроме авиабилетов. Все было продано еще весной прошлого года.
"Он всегда намного опережает всех остальных, ? говорит Дон Барр, бывший издатель журнала "Sports Illustrated", отправившего тысячи гостей на последние несколько олимпиад с помощью Диздаревича. ? Он добивается своего".
Диздаревич ? один из тех, кто говорит, что олимпийское движение нуждалось в скандале с заявкой Солт?Лейк?Сити. Тогда двух членов организационного комитете обвинили в том, что они дали членам Международного олимпийского комитета 1 млн. долларов, чтобы добиться победы своей заявки. МОК уволил 10 членов за то, что они приняли щедрые дары.
Диздаревич помогал правительству разобраться в этом деле и получил иммунитет в отношении судебного преследования. Сегодня он говорит, что этот скандал ? самое положительное событие в истории олимпизма. "Теперь у нас есть законы, ? говорит он. ? Нам нужен еще один скандал. Тогда Олимпийское движение снова станет подлинным Олимпийским движением".
Как указано в федеральном деле о мошенничестве Солт?Лейк?Сити, в начале девяностых Диздаревич был связан с Сюзан Кримски, женой директора по маркетингу Олимпийского комитета США Джона Кримски. В документах, составленных юристами защиты и основанных на показаниях Диздаревича, эта связь названа "классической схемой передачи взятки". Диздаревич заплатил Кримски 225 000 за компанию, "которая тогда мало стоила".
Диздаревич отказался комментировать этот вопрос, сославшись на судебные процедуры, но сказал, что никаких правонарушений не совершал. Нам не удалось связаться с Кримски. Ее муж отказался отвечать на вопросы, имеющие отношение к Диздаревичу.
Диздаревич говорит, что до Олимпиады 2000 г. в Сиднее, он нанял на работу подругу одного из руководителей местного организационного олимпийского комитета, поручив ей резервировать номера в отелях для Игр в Австралии, не подумав о том, какая неловкая ситуация возникает. В Солт?Лейк?Сити Диздаревич, по его словам, поручил турагенту Кати Барнз, начиная с 1999 г., готовить турпакеты для частных клиентов "Jet Set", не подумав о том, что Бармз ? дочь Гордона Хинкли, главы и проповедника Церкви Мормонов. (Бармз не имеет отношения ни к Олимпийскому комитету Солт?Лейк?Сити, ни к МОК, но ее муж Алан работал офис?менеджером в Олимпийском комитете Солт?Лейк?Сити до своей смерти в прошлом году. Бармз продала свое агентство и не отвечает на звонки бывших коллег).
"Теперь я понимаю, какое внимание некоторые люди уделяют таким вещам", ? говорит Диздаревич.
Диздаревич вырос под Сараево в состоятельной мусульманской семье, в возрасте двадцати лет бросил военную академию и бежал из бывшей Югославии став футболистом в Западной Германии. В начале семидесятых он переехал в Стэйтен Айлэнд, штат Нью?Йорк, и создал турагентство, занимавшееся организацией дешевых авиарейсов в Югославию. Его бизнес процветал. Он продавал билеты любительским спортивным командам, путешествовавшим между США и Восточным блоком. Затем он использовал свои связи и совершил первый олимпийский прорыв ? начал продавать билеты и турпутевки для американцев, поехавших на Зимние олимпийские игры в Сараево 1984 г.
Ввиду отсутствия комфортабельных гостиничных номеров, он превратил виллу бывшего югославского диктатора маршалла Тито под Сараево в отель?люкс для корпоративных клиентов. Кроме того, он уговорил югославских военных и чиновников приютить американцев в своих домах и в качестве специального угощения раз в день подавать им чай или виски. В 1992 г. он столкнулся с точно такой же проблемой в норвежском Лиллехаммере и убедил одного фермера сдать в аренду свою землю, где был построен временный отель на 183 номера. В результате Диздаревич потерпел убытки, но он считает, что это ? самая лучшая из его инвестиций.
"Даже те, кто не знают мое имя, знают про этот отель", ? сказал он.
После Солт?Лейк?Сити начинается подготовка к Летней Олимпиаде 2004 г. в Афинах. Диздаревич ведет переговоры с греческим организационным комитетом, собираясь и там стать официальным корпоративным туристическим спонсором. Семь из девяти основных корпоративных клиентов Диздаревича уже пообещали прислать своих гостей. Он арендовал два роскошных корабля, 600 номеров в четырехзвездочных отелях и 1100 дешевых номеров для некорпоративных клиентов.
Далее следуют Зимние Игры 2006 г. в итальянском Турине. Диздаревич надеется уже на этой неделе подписать документ о намерениях, предусматривающий спонсорство. Он забронировал 550 номеров люкс и 750 более дешевых комнат.
Что касается Пекина 2008 г., то он уже встречался с организаторами. Диздаревич говорит, что корпорации живо интересуются Китаем. По его прогнозам, корпоративное присутствие в Пекине будет в 2,5 раза выше, чем в Солт?Лейк?Сити, количество гостей достигнет 40 000. "Многие из них не хотят ждать 6 лет. Они хотят прямо отсюда поехать в Пекин".
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях