Neue Zürcher Zeitung | 20 февраля 2006 г.
Во что может обойтись эпидемия птичьего гриппа?
ruh.
Группа австралийских экономистов разработала модель возможных последствий пандемии птичьего гриппа для мировой экономики. Выводы неутешительные: даже умеренная волна гриппа может унести жизни миллионов людей и обойтись в сотни миллиардов долларов
Пока еще птичий грипп не передается напрямую от человека к человеку. Однако растет беспокойство по поводу того, что это может случиться, а вместе с ним и страх перед эпидемией. Но что это будет означать для мировой экономики? Этим вопросом занялась группа исследователей во главе с известным австралийским экономистом Уорвиком Маккиббином. В основу освещения возможных последствий была положена модель, которую Маккиббин разработал для анализа последствий кризиса, вызванного SARS, атипичной пневмонией, для мировой экономики.
Четыре сценария
Опираясь на информацию об эпидемиях гриппа XX века, ученые разработали сценарии, в основу которых были положены эпидемии, аналогичные гонконгскому гриппу 1968/69 гг. ("легкая"), азиатскому гриппу 1957 года ("умеренная") и испанке 1918/19 гг. ("тяжелая"). Проигрывался также вариант, что эпидемия может быть еще сильнее, чем эпидемия испанки ("ультра"). Рассматривались 20 стран или групп стран, а также 6 секторов (энергетика, горная промышленность, сельское хозяйство, производство потребительских товаров длительного пользования, производство скоропортящихся потребительских товаров, сфера услуг). Результат неутешительный. Даже если эпидемия будет "легкой", пишут авторы исследования, следует рассчитывать на 1,4 млн человеческих жертв и убытки в мировом производстве в 0,8%. Возможно, в процентах это может показаться не таким катастрофическим, однако в денежном эквиваленте - около 330 млрд долларов - скорее да. Если все будет развиваться по сценарию "ультра", то это будет стоить жизни 140 млн человек, в некоторых странах мира, а именно в развивающихся странах, экономика сократится на 50%, а в мире это приведет к сокращению темпов экономического роста на 12,6%, в абсолютных цифрах - на 4400 млрд долларов.
В каждом сценарии исследователи учитывают взаимодействие разнообразных потрясений, которые различны в каждом регионе. Шок затрагивает рынок труда, сторону предложения - посредством увеличивающихся издержек производства, сторону спроса и риски для отдельных государств или регионов относительно того, как справиться с эпидемией. Исходя из предположения, что сфера услуг будет затронута особенно сильно, так как люди будут стараться свести контакт с другими людьми до минимума, следует вывод, что экономические районы с развитым сектором услуг (например, Гонконг) пострадают неизмеримо сильнее, в то время как для секторов горной промышленности и энергетики последствия будут сравнительно незначительными.
Так как Северная Америка и Европа обозначены как относительно кризисоустойчивые регионы в случае наступления эпидемии птичьего гриппа, то выдвигается предположение, что в случае катастрофы международные потоки капитала будут изъяты из развивающихся стран и перенаправлены в эти "надежные гавани". Помимо потерь на рынке труда, трудностей финансового характера и проблем, связанных с логистикой, которые возникнут у стран третьего мира с преодолением кризиса, это также будет иметь долговременные последствия для экономики и еще более увеличит пропасть между отдельными регионами. Отдельно авторы исследования рассматривают Японию, которая, хотя и подвержена меньшим потрясениям, чем другие восточноазиатские регионы, однако из-за тесного переплетения с этими регионами она пострадает больше, чем другие высокоиндустриальные страны.
Нужно больше средств на предотвращение
Далее в исследовании показываются механизмы, которые могли бы в случае кризиса сыграть роль в сфере денежной политики. Исследователи устанавливают, что многочисленными странами, для которых последствия эпидемии будут особенно тяжелыми, в той или иной степени случайно оказались те страны, которые пытаются устранить колебания валютных курсов. Так как они не смогут снизить курс, то будут вынуждены вести ограничительную денежную политику, что сильно увеличит затраты на преодоление кризиса. Будет ли эпидемия в целом способствовать росту инфляции или нет, согласно исследованию будет зависеть от того, будут ли более серьезные проблемы на стороне предложения (меньше рабочей силы и более высокие издержки производства) или на стороне спроса (уменьшение покупательной способности, смещение потребностей).
В заключение авторы утверждают, что есть много других, еще неизвестных факторов. Однако бесспорным фактом остаются масштабы экономических последствий даже легкой эпидемии. По сравнению с уровнем ожидаемого ущерба, средств на (все еще возможное) предотвращение выделяется решительно мало.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях