La Repubblica | 20 февраля 2007 г.
Путин инструктирует писателей: "Вот темы для ваших романов"
Леонардо Коэн
На неделе, предшествующей Великому посту, которую русские называют Масленичной, когда все садятся за стол и едят блины (кто с икрой, кто с селедкой или сметаной, медом или вареньем), Путин впервые пригласил к себе в президентскую резиденцию в Ново-Огарево, что к западу от Москвы, группу молодых не самых известных поэтов и писателей и сказал им, что настал момент поговорить о русском языке и литературе. Почему возник этот интерес? Или, вернее, почему только сейчас?
Ответ пытаются дать литературные критики: их догадки вызывают тревогу и прикрыты иронией, потому что Путину почти неизвестны его собеседники. Возможно, говорят критики, мы возвращаемся ко временам Сталина, Хрущева и Брежнева, когда советский коммунистический строй порождал легионы рифмоплетов и прозаиков, говоривших невыносимо скучным языком социалистического реализма. "Путин - зеркало русской литературы" - с таким дерзким заголовком вышла в субботу газета "Коммерсант".
Известно, насколько большую роль играла идеология в советской литературе и искусстве. И Путину известно, что идти прежним путем дальше нельзя. Но искушение велико. И самое интересное, что это желание подогревали сами гости: некоторые из них были бедно одеты, но чувствовали себя авторами, отражающими современность, хотя и не имеющими доходов. Как можно писать, если не получаешь адекватного вознаграждения? "Доминируют детективные романы, по дороге мы растеряли великие традиции русской литературы", - сетовали Игорь Савельев и Герман Садулаев (автор книги "Я - чеченец!"). С ними согласен Денис Гуцко, единственный, кто обладает определенным авторитетом в рядах литературного авангарда. Так же, как и писатель Захар Прилепин. "Давайте так объективно посмотрим: она (литература) какой может быть? - спросил Путин. - Она может быть либо совсем элитарной - и это тогда просто кружок, как "Зеленая лампа", для узкого круга лиц, или она должна быть коммерческой - и тогда она должна быть интересной (я не буду говорить, что такое коммерческая, мы с вами знаем). Или это должно быть в рамках госзаказа, и тогда государство должно определить приоритеты, что государству важнее и на что оно будет готово тратить деньги, как оно формулирует этот свой интерес".
После этих вещих и многообещающих слов лица молодых писателей и поэтов просветлели. "Коммерсант" так прокомментировал этот эпизод: "Они с надеждой внимали речи Путина". Они уже видели путь к спасению. К сожалению, они не понимали, что по собственной воле оказались пленниками идеологической сети Кремля. "Можно тратить государственные деньги, но необходимо понять, какими могут быть темы", - разъяснял Путин. И сразу же предлагал: "Пропаганда здорового образа жизни, семьи, армии, безопасности, борьбы с наркотиками - все что угодно".
"Если я сказал, что 160 национальностей говорят на русском языке - разных совершенно людей, - это значит, что русская литература, русский язык - это государствообразующий фактор, это совершенно очевидная вещь", - сказал российский президент. Сталин, Хрущев и Брежнев тоже не забывали подчеркивать эту мысль. Порой Сталин предлагал бокал вина, как "добрый друг", устанавливая жесткие нормы в литературе. Как 7 марта 1932 года, когда он приехал в дом к Горькому в сопровождении партийной номенклатуры и сказал, стоя перед буфетом, что "социалистический реализм" должен стать стилем и методом.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях