The Washington Times | 20 февраля 2007 г.
Похищения и пытки за рубежом
Брюс Файн
Представьте себе, что гражданин США посетил Санкт-Петербург ради эстетического наслаждения сокровищами Эрмитажа. Этого американца похищает КГБ в версии Владимира Путина, тайно переправляет его в Белоруссию, где держит в заключении в течение неопределенного времени и подвергает пыткам. Путин объясняет, что этот человек подозревается в предоставлении материальной поддержки чеченским террористам. Россия воспринимает весь мир как поле боя против них, потому что чеченские террористы угрожали убивать русских везде, и это похищение, содержание в заключении и пытки были проявлением милосердия, так как Россия вполне могла убить американца на поле боя в Санкт-Петербурге за помощь чеченскому противнику.
Американское посольство в Москве выразило протест, заявляя, что Россия и Белоруссия нарушают международное право. Посол требует, чтобы американский заключенный был либо подвергнут суду по предъявляемым ему обвинениям в соответствии с требуемой законом юридической процедурой, либо освобожден и чтобы российские и белорусские похитители и мучители были подвергнуты уголовному преследованию.
Президент Путин отвечает, что он просто следовал инструкциям Соединенных Штатов. Президент России указывает, что президент Буш ранее отправлял в Италию группу оперативников ЦРУ, чтобы они похитили радикального египетского имама Абу Омара, которого затем доставили в Египет, где держали в заключении, подвергали допросам и пыткам. Итальянская прокуратура предъявила оперативникам ЦРУ уголовные обвинения, но Буш защищал похищение и пытки Абу Омара, называя эти меры "выдачей преступника в особой ситуации".
Путин добавил, что президент Буш также санкционировал похищение, удержание и плохое обращение с гражданином Германии ливанского происхождения Халедом Масри. Он был схвачен на сербско-македонской границе и переправлен в Кабул, где его держали в заключении и подвергали допросам. Немецкая прокуратура предъявила 13 оперативникам ЦРУ обвинение в противоправном поведении, но, как и в случае с Италией, президент Буш настоял, что это был "экстренный арест".
Президент Путин подчеркивает также, что Буш заявил, что весь мир является полем битвы против глобального терроризма, а этот принцип оправдывает множество тактик, в том числе применение крайних мер против подозреваемых в терроризме, где бы они ни были захвачены, в том числе в гражданских учреждениях.
Посол США ставит под сомнение доводы Путина. В отличие от других мировых лидеров, говорит посол, президент Буш безупречен в вопросах национальной безопасности и терроризма. Он никогда не ошибается. Более того, хотя все страны равны, некоторые из них более равны, чем другие. И проконсультировавшись с высшими силами на небесах, Путин бы узнал, что Соединенные Штаты - более равны, чем Россия в том, что касается экстренных арестов подозреваемых в терроризме. "Какой смысл быть единственной сверхдержавой в мире, если при этом нельзя устанавливать собственных правил?" - возмущался посол.
Путина это не убедило. Он говорит, что Россия не намерена придерживаться правил честной игры, в то время как США действуют по закону джунглей. Он утверждает, что двуличие Америки стало ее характерной чертой, что вызывает гнев за рубежом. Например, президент Буш поддерживает отделение независимого Косово от Сербии, но возражает против независимости грузинских регионов Абхазии и Южной Осетии. Кроме того, президент Буш вступает в союз со странами в целях национальной безопасности, несмотря на их низкие показатели в области защиты прав человека, например, с Саудовской Аравией и Египтом. Однако когда другие страны подражают в этом США - как Россия в отношениях с Ираном или Китай с Мьянмой - Соединенные Штаты высказывают недовольство.
Таким образом гражданин США удерживается и подвергается пыткам в Белоруссии в соответствии с прецедентом, установленным президентом Бушем.
Конгресс должен покончить с этим безобразием. Он должен в целом запретить все финансирование деятельности США за пределами зоны военных действий по похищению и пыткам граждан или неграждан тех или иных стран. Исключения должны быть возможны только в случае, если целью похищения является судебный процесс над заключенным в соответствии с американскими законами трибунала, а страна, где имело место похищение, отказалась сотрудничать в целях совершения правосудия над данным лицом. Классическим примером, когда такое исключение было применено, является дело Адольфа Эйхмана. Он был похищен Израилем из Аргентины в 1960 году и предстал перед израильским трибуналом за участие в Холокосте. В тот момент, когда было совершено это похищение, Аргентина была печально известна как прибежище для бывших нацистов.
Вся история учит, что беззаконие - это меч о двух концах. Увещевание Томаса Мора из "Человека на все времена" звучит весьма убедительно: "Вы пошли в обход закона, чтобы достать Дьявола? Но когда последний закон будет повергнут, а Дьявол повернется к вам лицом - где вы спрячетесь, когда законы будут уничтожены? Эта страна усеяна законами от берега до берега - человеческими, а не божьими - и если их снести, то как устоять на ветру, который меж ними дует? Да, я готов предоставить Дьяволу привилегию закона ради собственного спасения".
Брюс Файн - специалист по конституционному праву и международный консультант компаний Bruce Fein & Associates и Lichfield Group.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях