Статьи по дате

The Guardian | 20 февраля 2008 г.

Уход Фиделя - знак преемственности власти. Перемены - это по части Обамы

Игнасио Рамонет

Никто не сможет полностью заменить Кастро, но теперь кубинский курс ясен: будущее Кубы зависит от того, кто придет в Белый дом

Долгая и необычайная политическая карьера Фиделя Кастро завершена - как минимум на посту президента (Фидель совмещал посты председателя Госсовета, главы государства и правительства, а также главнокомандующего. - Прим. ред.). Но его колоссальное влияние сохранится. Его регулярные колонки в государственной газете "Гранма" - статьи, которые он продолжал писать и в период болезни, - будут публиковаться и впредь. Только подписаны они будут иначе: вместо размышлений главнокомандующего это будут материалы старого доброго товарища Фиделя. Но и кубинцам, и иностранным наблюдателям следует в них внимательно вчитываться и впредь.

Заменить Фиделя никто не способен. Дело не только в его лидерских качествах, но и в том, что исторические обстоятельства никогда не сложатся аналогичным образом. Кастро повидал все - от революции на Кубе до краха СССР, пережил десятилетия конфронтации с США. Тот факт, что он уходит в отставку еще при жизни, будет способствовать мирному переходу к следующей фазе. Теперь кубинский народ внутренне мирится с тем, что другая команда может управлять страной в том же духе. К этой мысли население привыкало полтора года, пока Кастро теоретически оставался президентом, но вожжи держал в руках его брат Рауль, а Фидель, как и прежде, выступал в роли наставника.

Вот самое поразительное, что я узнал об этом человеке за те долгие часы, пока мы вместе работали над его мемуарами: он очень скромен, человечен, тактичен и почтителен. У него высоко развито нравственное и этическое чувство. Это человек строгих принципов, ведущий аскетический образ жизни. Кроме того, как я обнаружил, он одержим заботой об окружающей среде. Он не таков, каким его изображают западные СМИ, но и не тот супермен, каким его иногда рисуют СМИ кубинские. Он нормальный человек, хотя и трудится невероятно много. Он также исключительно даровитый стратег, который всю жизнь был вынужден преодолевать сопротивление противника.

Ему свойственна любопытная смесь идеализма с прагматизмом: он мечтает об идеальном обществе, но знает, что радикально изменить материальные условия жизни очень сложно. В отставку он уходит с уверенностью в стабильности политического строя Кубы. На данный момент он заботится не столько о построении социализма в собственной стране, сколько об уровне жизни по всему миру, где столько детей не знают грамоты, голодают, страдают болезнями, которые можно вылечить. В этой связи Фидель полагает, что его страна должна находиться в добрых отношениях со всеми государствами, вне зависимости от их режимов или политической ориентации.

Итак, теперь он передает власть команде, которой доверяет, - он ее предварительно проэкзаменовал. Это не повлечет за собой головокружительных перемен. Если говорить о самих кубинцах, то большинство из них - даже те, кто критикует некоторые стороны режима, - не рассматривают возможность перемен и не желают их: они не хотят лишиться преимуществ, которые дал им сложившийся строй. Речь идет о бесплатном образовании, в том числе высшем, бесплатном здравоохранении во всех областях, да и о самом факте безопасного, мирного существования в стране, где живется спокойно.

В то время как Кастро полностью посвятит себя написанию колонок, главной задачей его политических наследников будет выбор подхода к единственной перманентной проблеме в жизни Кубы - к отношениям с США. Изменится ли что-то в этом плане? Поживем - увидим. Рауль Кастро дважды заявлял публично, что готов сесть за стол переговоров с Вашингтоном и обсудить трения между сторонами.

Но более ощутимый политический сдвиг, возможно, произойдет в самих Соединенных Штатах, поскольку ведущий кандидат от демократов Барак Обама дал понять, что готов общаться со странами, которые считаются врагами или противниками Америки - хоть с Ираном, хоть с Венесуэлой, хоть с Кубой. Незамедлительные и кардинальные перемены маловероятны, но есть резон надеяться, что ноябрьские выборы по меньшей мере изменят атмосферу после эры Буша - администрации американского президента, которая, по мнению Кастро, нанесла планете наибольший вред из всех десяти администраций США, которые повидал кубинский лидер.

Уход Буша наверняка склонит США к пересмотру внешней политики: будут усвоены печальные уроки Ирака и Ближнего Востока, и главное внимание снова переключится на Латинскую Америку. США увидят, что в последнее время ситуация переменилась: у Кубы впервые появились настоящие друзья в руководстве латиноамериканских государств, особенно в Венесуэле, но также в Бразилии, Аргентине, Никарагуа и Боливии; это целый сонм правительств, которые не настроены очень уж проамерикански. В интересах США было бы переменить стиль отношений со всеми этими странами: следует отказаться от колониализма и эксплуатации и основываться на взаимном уважении. Куба тем временем укрепила связи со странами-партнерами, будучи членом экономически-политической организации "Боливарианская альтернатива для латиноамериканских стран", а также в рамках соглашений с торгово-экономическим союзом "Меркосур". В широком международном контексте Куба перестала быть уникальным случаем.

Именно на международной арене - путем дальнейшего укрепления связей с Латинской Америкой - произойдут, вероятно, самые заметные перемены в политике Кубы. Кубинский социализм, несомненно, изменится - но не в духе Китая или Вьетнама. Куба не сойдет со своего собственного пути. Новый режим начнет перемены на экономическом уровне, но не ждите, что будет кубинская perestroika - никакого свободного доступа к политической жизни, никаких многопартийных выборов не ожидается. Власти Кубы убеждены, что социализм - это правильный вариант, но строй нужно постоянно совершенствовать. И теперь их главной заботой, тем более после ухода Кастро на покой, будет сохранение единства.

Однако на Кубе все завязано на США: это главный, всеобъемлющий аспект политической жизни, и этот факт надо бы уяснить иностранным наблюдателям. Уход Кастро на пенсию, ожидавшийся уже давно, означает преемственность власти. Но для хода истории этого крохотного государства избрание Обамы может стать сейсмической волной.

Игнасио Рамонет в соавторстве с Фиделем Кастро написал книгу "Фидель Кастро: моя жизнь". Он также является редактором издания Le Monde Diplomatique

Источник: The Guardian


facebook

Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
При любом использовании материалов сайта гиперссылка (hyperlink) на InoPressa.ru обязательна.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях
© 1999-2024 InoPressa.ru