Статьи по дате

InoPressa: тема дня | 20 февраля 2009 г.

Правосудие не в состоянии наказать убийц Политковской

Обзор прессы

Мировая пресса активно обсуждает решение присяжных Московского окружного военного суда, которые вынесли вчера оправдательный вердикт фигурантам по делу об убийстве Анны Политковской. Оценки варьируют от "несовершенства российской судебной системы" до "сокрытия преступлений, совершенных власть имущими".

Суд присяжных оправдал трех фигурантов по делу об убийстве российской журналистки Анны Политковской, разбиты надежды на привлечение к судебной ответственности тех, кто отдал приказ об убийстве, пишет The New York Times, комментируя новость из Москвы. "Судебный процесс разочаровал сторонников Политковской: у них сложилось впечатление, что власти не докапываются до сути дела", - пишут корреспонденты Эллен Барри и Майкл Швиртц.

Подсудимым были предъявлены обвинения всего лишь в пособничестве убийце, подчеркивает издание. Редактор "Новой газеты" Сергей Соколов объяснил результаты "сопротивлением системы в целом" и особенно отказом привлекать к судебной ответственности сотрудников правоохранительных органов и спецслужб. Российская Генеральная прокуратура объявила, что оспорит вердикт присяжных.

Журналист Алан Каллисон из The Wall Street Journal выражает мнение, что подобный исход процесса еще больше запятнал и без того неблагополучную репутацию российской системы уголовного судопроизводства. У коллегии присяжных ушло два часа на обсуждение, отмечает Каллисон, после чего они признали недоказанной вину двух чеченцев и бывшего офицера милиции, обвинявшихся в отслеживании перемещений Политковской от супермаркета до подъезда ее дома, где уже поджидал киллер. Прокуратура заявила, что будет подавать на апелляцию, а коллеги Политковской из "Новой газеты" - что продолжат собственное расследование.

The Guardian озаглавила свой комментарий "Дело Анны Политковской в суде: вопросы, оставшиеся без ответа". В расследовании убийства Политковской осталось много "белых пятен", пишет корреспондент Люк Гардинг, задаваясь вопросом: "Может быть, это следы изъятых улик, которые указывали на причастность Кремля?"

По мнению автора, найти ответы на вопрос "Кто убил Политковскую?" на судебном процессе было невозможно. Следователям не удалось ни арестовать предполагаемого киллера, ни выявить заказчика. По словам автора, это возбудило подозрения, что приказ мог исходить от какого-то российского высокопоставленного политика. Тем не менее, судебное разбирательство было весьма занимательным - оно пролило свет на таинственный мир российских спецслужб, утверждает автор. "В зале суда казалось, что ФСБ немногим лучше колоссальной квазикриминальной организации, где агенты, информаторы и наемные убийцы работают бок о бок", - пишет он, ссылаясь на то, что все обвиняемые, как выяснилось, были тесно связаны с ФСБ.

Автор указывает на видимые противоречия и странности в вещественных доказательствах и сообщает, что часть важнейших улик таинственно исчезла - например, винчестеры рабочего компьютера и СИМ-карты телефона Рягузова, сведения о телефонных переговорах Гайтукаева в дни, предшествующие убийству, а также фотография Махмудова, испарившаяся из паспортного стола. Кроме того, в дни накануне убийства за Политковской следила загадочная "вторая группа", зафиксированная видеокамерами в супермаркете "Рамстор". Следователи не опознали этих мужчину и женщину и не объяснили их роли в событиях.

"Сторонники Политковской не сомневаются, что убийство постарались замять, а в расследование вмешивались темные силы", - пишет автор, утверждая также, что следствию не пошла на пользу и борьба за влияние между Генпрокуратурой РФ и Следственным комитетом.

Судьи принимали решения по указке военно-политического аппарата, утверждает Джульетто Кьеза в газете La Stampa, комментируя оправдательный приговор по делу Анны Политковской. Сразу же возникло подозрение, что эта группа, выставленная следователями перед Московским судом, просто вялый кролик, спешно извлеченный из цилиндра; что это люди, специально подобранные, чтобы побыстрее удовлетворить потребность общественного мнения в свершении правосудия и закрыть дело об убийстве Политковской, пишет автор статьи.

Мы не знаем, подытоживает корреспондент, обманули ли нас судьи, неправильно истолковавшие материалы следствия, или обманула система правосудия, действовавшая по указке сверху. Или же речь идет о государственных интересах, которые почти всегда, и не только в России, используются для защиты или сокрытия преступлений, совершенных власть имущими. Нам известно лишь одно - и это не делает чести российским лидерам, обещавшим ввести в стране диктатуру закона, - что заказчики и убийцы Анны Политковской все еще на свободе.

Другой корреспондент La Stampa, Эммануэле Новацио, попросил прокомментировать новость писателя и полемиста Виктора Ерофеева. "Я шокирован", - сказал по телефону из Москвы Ерофеев.

Отвечая на вопрос журналиста об отношении к решению суда по делу об убийстве Анны Политковской, Ерофеев сказал: "Они всеми силами пытались заставить нас поверить в виновность обвиняемых, потом неожиданно оказалось, что все они невиновны. Что произошло, что это значит? Быть может, имеет значение то, что обвиняемые были националистами, близкими к центральной власти? Сразу же вспоминаешь, что произошло с другими людьми, враждебными к центральной власти: с бывшим олигархом Ходорковским, например, и многими другими, как он".

Вместе с тем писатель не думает, что приказ пришел сверху, хотя в Кремле и существует своего рода скрытая система взаимопомощи.

Корреспондент La Repubblica побеседовал с шеф-редактором, членом редколлегии "Новой Газеты" Сергеем Соколовым. Как пишет автор статьи, Соколов возмущен, подавлен, но не намерен сдаваться. С самого начала коллеги Политковской вели параллельное журналистское расследование. Его результаты свидетельствуют о виновности "оправданных" обвиняемых и о том, что судебным следователям постоянно мешали работать. Речь идет не о каком-то конкретном лице, а о системе, которая создала гигантский щит, не позволивший добраться до истины. По словам Сергея Соколова, предполагаемый киллер Рустам Махмудов, объявленный в федеральный розыск, спокойно живет по сделанным для него фальшивым документам.

Следователи в определенный момент, говорит Соколов, оказались в весьма сложной ситуации, когда, потянув за одну ниточку, можно было разрушить всю систему. Например, начальник Рягузова прекрасно знал всех обвиняемых, потому что поддерживал с ними регулярные контакты. Разве он позволил бы себя скомпрометировать? Никто ни с кем не портит отношений, срабатывает инстинкты выживания. Даже несмотря на утечки информации из МВД, так и не удалось конкретизировать обвинения.

У этого процесса два вердикта, резюмирует Леонардо Коэн: первый привел к освобождению обвиняемых, второй - навлек позор на систему правоохранительных органов и судебную власть в России.

Оправдание четырех подозреваемых в убийстве Анны Политковской можно считать данью памяти журналистке, полагает Le Temps. Присяжные единогласно решили, что крупиц доказательств, собранных прокуратурой и тщательно изученных в ходе 4-месячного процесса, недостаточно для осуждения обвиняемых, пишет корреспондент Лорен Мийо.

Дети журналистки, поначалу уверенные, что обвиняемые причастны к убийству их матери, по окончании процесса признались, что уже не знают, действительно ли те виновны. Семье представляется очевидным, что убийство было организовано "на более высоком уровне". Адвокат семьи Политковской Карина Москаленко высказала сожаление, что тесные связи обвиняемых с ФСБ даже не были изучены следствием. "Процесс подтвердил, что некоторые властные структуры были замешаны в этом убийстве и делают все, чтобы помешать его раскрытию", - пишет газета.

Обозреватель Der Spiegel Беньямин Биддер, сообщая, что обвиняемые по делу об убийстве журналистки Анны Политковской оправданы, напоминает: год назад, выступая перед ведущими юристами, тогдашний преемник президента Путина эмоционально обличал состояние российской системы правосудия, призывал к реформам и усилению независимости судов. Теперь же, продолжает он, мир в напряженном ожидании взирает на то, во что превратились его заявления, - и ужасается. "В ходе процесса по делу об убийстве Анны Политковской стало очевидным то, насколько тесно в России переплетены криминальные структуры, милиция и спецслужбы".

Несмотря на то, что с приходом Медведева тон Кремля изменился, говорится в статье "Преступление без наказания", журналисты, критикующие власть, должны опасаться за свою жизнь даже больше, чем раньше. Маркелов и Бабурова были убиты не в подъезде своего дома, а средь бела дня на одной из оживленных московских улиц - так, как будто их убийца был уверен, что преступление останется безнаказанным.



facebook

Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
При любом использовании материалов сайта гиперссылка (hyperlink) на InoPressa.ru обязательна.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях
© 1999-2024 InoPressa.ru