Die Zeit | 20 января 2014 г.
"Исполнителем теракта в Сочи может быть даже блондин"
Йохен Биттнер, Катрин Гильберт
Взрывное устройство, сработавшее на стадионе в Грозном 9 мая 2004 года и унесшее жизни 13 человек, в том числе президента Чечни Ахмата Кадырова, не было обнаружено в ходе проверки потому, что оно было забетонировано в опору вип-трибуны за несколько месяцев до теракта. Ответственность за него взял на себя Шамиль Басаев. Теперь же его последователи грозятся терактами на зимних Олимпийских играх в Сочи.
Так насколько же безопасны эти Игры и не были ли недавние теракты в Волгограде всего лишь прелюдией к исламскому террору на сочинских Играх, участие в которых примут более шести тысяч спортсменов и 80 тысяч гостей? - задаются вопросом журналисты немецкой газеты Die Welt Йохен Биттнер и Катрин Гильберт.
Само место проведения Олимпиады, пишут журналисты, с геополитический точки зрения является вызовом. "Кавказ - это барокамера". Сами Сочи, например, являются родиной черкесов, проигравших России в Кавказской войне в 1864 году и впоследствии изгнанных оттуда. Объединения черкесов активно выступают против проведения Игр в Сочи, ставших 150 лет тому назад местом так и не признанного Россией геноцида. То, что черкесы прибегнут к насильственным действиям, маловероятно (пока что о создании каких-либо черкесских вооруженных формирований ничего не известно). Куда больше головной боли спецслужбам доставляют чеченские и дагестанские сепаратисты во главе с самопровозглашенным эмиром "Имарата Кавказ" исламистом Доку Умаровым. На его счету - теракт в столичном аэропорту Домодедово, взрывы в метро в 2010 году, подрыв "Невского экспресса" в 2009 году. Свидетели утверждают, что видели Умарова среди террористов, захвативших в 2004 году школу в Беслане. Всего, по очень неточным оценкам, число сторонников кавказского джихада составляет от 600 до 1200 человек. Все они являются пережитком двух чеченских войн. К тому же, говорится далее, западные спецслужбы все же сомневаются в том, что кавказские исламисты как-то связаны с "Аль-Каидой", да и былой привлекательности у них уже нет. По большей части все они воюют в Ираке или в Сирии, и спецслужбы предпринимают огромные усилия для их розыска. Эксперты утверждают, что российские спецслужбы смогут определить местоположение Умарова, как только он воспользуется телефоном или интернетом.
Ответственность же за теракты в Волгограде, подчеркивает издание, Умаров на себя пока не взял, и это подкрепляет предположение, что за терактами стоят исламисты, не являющиеся членами каких-либо крупных формирований.
Поэтому самая большая опасность для Игр, подчеркивает Die Welt, может исходить от еще не известных, быстро радикализировавшихся исламистов, не находящихся в поле зрения властей. И это, как говорит один немецкий эксперт по безопасности, "совершенно необязательно должны быть кавказцы. Взорвать себя перед одним из сочинских стадионов может и голубоглазый блондин из Западной Европы, который перешел в ислам".
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях