The Independent | 20 июля 2004 г.
Кто станет новым Абрамовичем?
Ким Сенгапта
Могущественные декаденты, российские богатые предприниматели находятся на подъеме. Но финансовый скандал и убийство журналиста привлекли к ним нежелательное внимание.
Пламя свечей отражается в зеркальных стенах тронного зала Екатерины Великой. Пробуя икру, трюфели и шампанское, мы аплодируем звездам Кировского театра оперы и балета. Владимир Путин появляется поздно.
Это бал "Белые ночи" в Петербурге - когда-то самое блестящее мероприятие в царском календаре, сегодня вновь ставшее актуальным. Билеты стоят 700 фунтов, но в широкую продажу не поступают. Среди присутствующих - губернатор Петербурга Валентина Матвиенко, о которой ходят слухи, что она может стать первой женщиной на посту президента России, кремлевские министры, послы, художники и принц Кентский Майкл, который, благодаря своему сходству с последним царем, приобрел в России статус иконы.
Ну и, само собой, олигархи. Когда начинаются танцы, миллиардеры первыми выходят на паркет, бриллианты, сапфиры и изумруды сверкают на их женах и подругах, загоревших в Сан-Тропе. В 3:30 утра они делают знаки официантам, разносящим коньяк и водку "Столичная" гостям, которые смотрят фейерверк.
Небо светлеет, и миллиардеры разъезжаются в бронированных "мерседесах" и BMW, некоторые едут в аэропорт, где их ждут личные самолеты, другие - к игорным столам в лучшем ресторане Петербурга Taleon Club, где они будут завтракать.
Спустя две недели в Пола Хлебникова, родившегося в Нью-Йорке редактора русской версии журнала "Форбс", четыре раза стреляют с близкого расстояния, когда он уходит из офиса в центре Москвы. По словам полиции, стреляло как минимум два человека, и все это выглядит как заказное убийство.
41-летний Хлебников, непримиримый критик методов, которыми многие российские олигархи нажили свои огромные состояния, написал о Борисе Березовском очень нелестную книгу "Крестный отец Кремля. Упадок России в эпоху гангстерского капитализма". Когда его убили, он писал очередной разоблачительный материал о кровосмесительной связи между бизнесом и политикой в России.
Березовский, который шесть лет вел с Хлебниковым судебную тяжбу, заявил в Лондоне: "В России публикация списка самых богатых людей страны равноценна заявлению в прокуратуру. Кому-то явно не понравилось то, как он действует, и с ним решили разобраться по-русски, а не через английский суд, как это сделал я".
Хлебников написал в "Форбс" о том, что в Москве больше миллиардеров, чем в любом другом городе мира. Состояния 36 самых богатых людей России в сумме равны четверти ее валового внутреннего продукта. Эта "золотая орда" - энергичные люди, финансисты, бывшие партийные аппаратчики - расхватала огромные куски российского экономического пирога во время оптовой приватизации 1990-х годов.
Не обошлось без жертв. Березовский живет в изгнании. Михаил Ходорковский сидит в тюрьме, его судят по обвинению в неуплате налогов. Активы его компании ЮКОС, второго по величине российского концерна, заморожены. Говорят, что Ходорковский оказался в тюрьме из-за того, что оскорбил президента Путина, вторгшись из сферы экономики в область политики.
Преследования Ходорковского и Березовского навлекли на президента огонь международной критики и вызвали у многонациональных корпораций сомнения по поводу инвестиций. Но внутри страны они не причинили Путину никакого вреда. Опросы показывают, что большинство русских одобряют его твердую позицию по отношению к тем, кто, как считается, разграбил страну.
Поскольку Ходорковский сидит в тюрьме, Business Week утверждает, что сегодня самым богатым человеком в России является Владимир Потанин, владеющий империей, которая стоит 32 млрд долларов, и личным состоянием в 3 млрд. На долю его холдинговой компании "Интеррос" приходится 1,5% российского ВВП. Другие считают, что владелец футбольного клуба "Челси" Роман Абрамович богаче. Появляются сообщения о том, что и Потанин купит английский футбольный клуб, возможно, "Арсенал".
Мы встречаемся с Потаниным в сверкающем офисе "Интерроса" в центре Москвы. Нас познакомил принц Майкл, покровитель Российско-британской торговой палаты. Он утверждает, что по собственной инициативе взял на себя эту роль из-за глубокой привязанности к России. Мы добираемся туда на машинах, предоставленных "Интерросом", и милиция пропускает нас по специальным полосам, когда-то зарезервированным для советской верхушки.
Из столовой открывается вид на Москву. Из окна видны Воробьевы горы, где Березовский, Потанин и другие молодые искатели приключений создали эксклюзивный клуб, в котором они в начале своего восхождения встречались и обсуждали деловую и политическую тактику. На востоке возвышаются купола Кремля.
Когда-то у Потанина были политические амбиции. Он был заместителем премьер-министра в одном из прежних правительств, финансировал последнюю избирательную кампанию Бориса Ельцина. Ходят слухи, что Потанин, если не будет очень осторожен, станет следующей мишенью Путина.
За бренди Потанин спешит подчеркнуть, что его мало интересует политика. Ходорковский сам повинен в своих несчастьях, говорит Потанин: он попытался вломиться в политику, "а этого не потерпит никакое правительство. Если бы Джон Браун из BP стал вести себя так в Британии, это было бы странно. Здесь то же самое. Люди вложились в его компанию как в коммерческое предприятие. Они не инвестировали в его политические амбиции".
У 42-летнего Потанина есть в Москве квартира стоимостью 8 млн долларов в комплексе с собственной лыжной трассой. Он говорит, что жребий олигарха не назовешь счастливым. Приходится привыкать, что россияне их "не любят", они чувствуют себя "в осаде". Вместо того чтобы поощрять их предприятия, политики превращают их в козлов отпущения при любых экономических невзгодах. Они на виду, потому что богаты.
"Президент Путин, наверное, знает истинную цену создателей благосостояния, но, если большинство нас не любит, он вынужден быть с большинством. Я должен понимать, почему меня не любят. Я должен привыкнуть к нелюбви. Я не должен винить людей в отсутствии любви ко мне. Вместо того чтобы набраться терпения и упорно работать, они хотят легких решений, а политики подзуживают: вот люди, забравшие ваши деньги".
По словам Потанина, он кое-что возвращает. Он является координатором по поиску финансирования музея Эрмитаж и, будучи одним из попечителей нью-йоркского фонда Guggenheim Foundation, организует обмен выставками. Он потратил 1 млн долларов, чтобы полотно Казимира Малевича "Черный квадрат" осталось в России. "Арсенал"? "Из-за того, что у Роман владеет футбольным клубом, думают, что мы все об этом мечтаем. Это не так".
Еще одна поездка, к другому олигарху. "Система" Владимира Евтушенкова является крупнейшей не энергетической группой России и крупнейшим оператором мобильной связи, контролирующим четвертый по величине рынок мира. Она также является крупным акционером самой большой страховой компании страны. Ее офис находится в особняке XIX века.
Да, говорит Евтушенков, дела, подобные делу Ходорковского, еще будут. Россия в этом смысле не уникальна. "Посмотрите на Enron, посмотрите на Parmalat, такое бывает и на Западе. То, что это происходит, прискорбно, но неизбежно в стране, которая переходит от одной системы к другой". Это правда, говорит Евтушенков, что между политиками и промышленниками существуют рабочие отношения. Но и такое бывает везде.
Следующая остановка - кабинет мэра Москвы Юрия Лужкова, который, по слухам, правит российской столицей так же, как Ричард Дейли когда-то правил Чикаго. Став мэром, Лужков сделался завсегдатаем клуба на Воробьевых горах. Он подружился в Евтушенковым, который был его шафером на свадьбе с его помощницей Еленой Батуриной в 1988 году.
В какой-то момент Лужкова считали преемником Бориса Ельцина, но его обошел Путин. Лужков создал базу власти в Москве, где он популярен и очень влиятелен. 41-летняя Елена сегодня очень богата, она единственная женщина в списке миллиардеров "Форбс".
Когда-то Лужков был связан с компанией по производству пластиков, несколько акций которой Евтушенков продал ей. Ей хватило дальновидности заняться строительным бизнесом как раз тогда, когда ее муж распределял подряды на строительные работы в Москве. Сегодня ей принадлежат одна из крупнейших строительных фирм, компания по производству цемента и гостиницы на черноморских курортах.
Последнему в нашем ряду олигархов 38 лет, он моложе всех. Александр Хлопонин работал у Потанина в "Интерросе" и стал генеральным директором "Норильского никеля", огромного концерна, который Потанин приобрел во время сомнительной приватизации. Подобно Абрамовичу, который попытался противостоять обвинениям в том, что он ничего не вкладывает в родную страну, став губернатором Чукотки, Хлопонин стал губернатором другого сибирского региона, Красноярского края. Он является сторонником партии Путина, и о нем тоже говорят как о будущем президенте.
Хлопонин горячо рассказывает о том, как он настаивал на социальных программах для рабочих и выражается обеспокоенность экологическими проблемами. Вопрос о том, не пытается ли он просто не попасть в список мишеней Путина, воспринимает болезненно. Это цинично, говорит он. "Поезжайте в Сибирь, посмотрите сами, там вершится будущее".
Сибирь, и правда, земля превосходных степеней: она больше, чем Европа и США вместе взятые, здесь самые большие в мире запасы газа, нефти, золота, алюминия и леса в избытке. Достоевский писал, что Сибирь - благословенная земля, и все, что нужно, это извлечь из нее максимум. Абрамович, Березовский, Ходорковский, Потанин и другие именно это и сделали, купив государственные предприятия, стоящие миллиарды, за несколько сотен миллионов. Лужков в молодости тоже отметился здесь, в коммунистической молодежной бригаде, где он привлек внимание местных властей.
Я лечу из Москвы в Красноярск частным рейсом на старом самолете "Ту". Стюардессы предлагают икру, водку и грузинское шампанское. Абрамович же летает на Чукотку на своем "Боинге 767" - со спальнями, ванными и особой системой, сбивающей с курса ракеты. Самолет стоит 56 млн долларов.
Но "и у Романа не все идет хорошо, - говорит Потанин. - Не все складывается так, как он хочет". В Красноярске я узнаю, что государственные аудиторы сообщили о "массовых финансовых нарушениях" на Чукотке.
"У Романа есть хобби, футбол, пусть этим и занимается. Нельзя ставить эксперименты на регионе и людях", - заявил глава Счетной палаты Сергей Степашин.
Со своей стороны, Хлопонин неутомимо улучшает свои владения, утверждают чиновники. Он, его жена Наталья и семилетняя дочь Любовь часто бывают на своей даче недалеко от Красноярска. По меркам олигархов, она скромна, хотя там и есть посадочная площадка для вертолетов.
Красноярский край по размерам равен Испании и Франции. Сейчас, теплым летом, все цветет и зеленеет. В крае производится четверть российского алюминия, 99% платиновой руды и 65% никеля, он также является крупнейшим производителей золотых украшений. Его нефтяные и газовые резервы - вторые по величине в России.
Но продаются не только они. ГУЛАГ, синоним сталинского террора, снова открыт, теперь для туристов. 44-местный теплоход "Антон Чехов" переоборудуется для 950-мильных плаваний по Енисею, в самые отдаленные лагеря.
Но эта огромная земля медленно приходит в запустение: миллионы людей перебираются в города на западе России. Тем, кто остается, нелегко. Рядом с печами, где выплавляется алюминий, чудовищно жарко. Андрей Баранов снимает налет с болванок, и по его лицу катится черный пот. Он говорит, что счастлив, получая 800 долларов в месяц. Ему повезло, ведь 75% его компании, принадлежащей другу Абрамовича Олегу Дерипаске, подлежит безжалостной модернизации. Штат сокращен с 10 тыс. до 6,7 тыс. человек, и предстоит дальнейшее сокращение, до 4 тыс.
Михаилу Козлову, потерявшему работу, горько. "Я проработал там 12 лет, а потом мне велели уйти. Начальство теперь думает только о деньгах. Говорят, что так делается на Западе, но там есть система пособий, а у нас нет. Говорят, что в Сибирь идут деньги, но в чьи карманы они идут?"
Хлопонин говорит: "У Сибири большое будущее. Но мы должны строить здесь новые отрасли, новые структуры. Конечно, я не думаю, что одни должны жить в роскоши, а другие в бедности, но чтобы поделиться богатством, его надо создать".
В Петербурге, во дворце Екатерины Великой, советник Путина Сергей Ястржембский говорит: "Олигархи - это часть нашей недавней истории. Нельзя сделать так, чтобы они исчезли. Они играют важную роль, но необходимы коррективы. Никто не может быть выше закона, независимо от богатства".
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях