Статьи по дате

The Independent | 20 июня 2006 г.

Страшная правда о повседневной жизни Багдада (по данным посла США)

Редакция

Конфиденциальная служебная записка

От кого: посол США в Багдаде Залмай Халилзад

Кому: госсекретарь США Кондолиза Райс

Тема: Будни посольства

Секретно

1. Иракский персонал отдела по связям с общественностью жалуется, что исламистские группировки и банды боевиков препятствуют их рутинной деятельности. Преследования, связанные с требованиями к одежде и манерам поведения, становятся все настойчивее. Они сообщают также о том, что сбои в подаче энергии и цены на топливо понижают качество их жизни.

Права женщин

2. Две из трех работающих у нас женщин сообщают об участившихся в середине мая преследованиях. Одна из них, шиитка, одевающаяся в западном стиле, говорит, что незнакомая женщина посоветовала ей надеть чадру и воздержаться от вождения собственного автомобиля. Она сказала, что некоторые группы принуждают женщин закрывать даже лицо, чего не практиковалось в Ираке даже в самые консервативные периоды.

3. Другая женщина, суннитка, говорит, что люди в ее районе преследуют женщин, требуя, чтобы они закрылись хиджабами, и запрещая им пользоваться сотовыми телефонами. По ее словам, таксист, который каждый день отвозит ее в охраняемую "зеленую зону", сказал, что не сможет возить ее, если она не наденет хиджаб. Женщина из сектора культуры отдела по связям с общественностью сейчас вынуждена носить полностью закрывающую тело традиционную абайю после того, как подверглась прямым угрозам.

4. Женщины говорят, что они не могут определенно назвать группы, которые их беспокоят. Предупреждения исходят от других женщин, иногда от мужчин, которые могут быть суннитами или шиитами, но выглядят консервативно. Некоторые министерства, в частности контролируемое сторонниками ас-Садра министерство транспорта, принудило женщин-служащих ходить на работу в хиджабах.

Дресс-код для всех?

5. Представители персонала сообщают о том, что мужчинам стало опасно появляться на людях в шортах. Они больше не разрешают детям играть на улице в шортах. Имели место нападения на людей, которые появлялись на улице в джинсах.

Выселения

6. Один коллега умолял нас помочь соседке, которую в мае выгнали из дома, где она прожила 30 лет, под предлогом какого-то давно обсуждаемого закона. Эта женщина, относящаяся к файлийским курдам, говорит, что ей некуда идти, но суды не предоставляют им никаких ресурсов против этого нового захвата власти. Такие выселения могут быть ответом нового шиитского правительства на подобные действия, которые курды осуществляли против арабов в других частях Ирака. (Редактор арабской газеты сказал нам, что он готовит обширное журналистское расследование по вопросу этнических чисток, которые, по его словам, проводятся почти в каждой иракской провинции, иракские партии и их боевые отряды, судя по всему, заняты тем, что мстят друг другу.)

Прекращения подачи энергии и дефицит топлива истощают страну

7. Температура в Багдаде уже достигла 46 градусов по Цельсию. Все служащие подтверждают, что в последнюю неделю мая электричество подавалось в течение одного часа каждые шесть часов. К началу июня ситуация немного улучшилась. В районе Аш-Шааб энергия подавалась раз в три часа. В районе недалеко от центра Багдада более месяца нет электричества. Вблизи больниц, штаб-квартир политических партий и в "зеленой зоне" подача электроэнергии наилучшая. Один из служащих говорит, что его друг проживает в доме, где живет новый министр. В этом доме электричество подается бесперебойно.

8. Все служащие заменяют централизованное городское электричество за счет платных подключений к соседнему генератору. Один из служащих платит 7500 иракских динаров за ампер, чтобы получать 10 ампер в месяц. (75 тысяч иракских динаров в месяц = 50 долларов). За эти деньги его семья имеет возможность пользоваться электричеством по восемь часов в день, обслуживание заканчивается в 2 часа ночи.

9. Очереди за бензином. Один служащий рассказывает, что провел 12 часов в очереди за бензином. Другой служащий подтвердил, что дефицит настолько острый, что цены на бензин на черном рынке Багдада дошли до 1000 иракских динаров за литр (официальная цена с учетом субсидий - 250 иракских динаров за литр).

Похищения и угрозы

10. Один из служащих сообщил нам, что его шурина похитили. В конечном итоге его отпустили, но все это стало тяжелым эмоциональным потрясением для семьи. Другая служащая, из суннитских курдов, получила в апреле непосредственную угрозу жизни. Она ушла в отпуск, а в мае переехала с семьей за границу.

Отсутствие доверия к службам безопасности

11. В апреле служащие начали сообщать об изменениях в поведении охранников на пропускных пунктах "зеленой зоны". Они похожи на боевиков и иногда ведут себя так же неприятно. Одна из служащих попросила, чтобы мы выдали ей журналистский пропуск, так как охранник на пропускном пункте, увидев ее беджик с надписью "Посольство", громко объявил всем, кто там находился: "Посольство!", когда она входила. Такая информация может стать смертным приговором, если ее услышат те, кому не надо.

Риск для служащих и связанные с этим трудности в управлении персоналом

12. У всех служащих одна и та же история: из девяти служащих в марте только четверо говорили членам своей семьи, что они работают в посольстве. В нерабочие часы наши иракские коллеги отвечают на телефонные звонки по-арабски, что указывает на то, что они не могут открыто говорить по-английски.

13. Нельзя вызвать служащих на работу в выходные или в праздники, не разрушив их "прикрытия". Одна из работающих у нас женщин, суннитская арабка, сказала семье, что была в Иордании, когда на самом деле ездила для обучения в США. Она сказала, что большинство членов ее семьи считает, что США обращаются с населением страны так же жестоко, как Саддам.

14. Некоторые из наших служащих не берут с собой американские мобильные телефоны, так как это превратило бы их в мишени. На протяжении почти полугода мы не могли использовать никого из иракского персонала в качестве переводчика во время телевизионных выступлений.

15. Мы начали уничтожать бумаги, содержащие личные имена сотрудников. В марте несколько человек обратились к нам с вопросом, какие гарантии будут им предоставлены, в случае если нам придется эвакуироваться.

Религиозные проблемы внутри семьи

16. Этнические и религиозные проблемы выходят на первые полосы газет. Одна из служащих, шиитка, говорит, что больше не может смотреть новости по телевизору вместе с матерью-сунниткой, потому что ее мать во всех бедах винит шиитов.

Нервозность и недоверие

17. На фоне разрушившихся социальных связей повысились напряжение и нервозность. Служащая-суннитка набросилась с оскорблениями на служащую-шиитку, обвинив ее в излишне свободном стиле в одежде.

18. Другой сотрудник сказал, что жизнь за пределами "зеленой зоны" "эмоционально выматывает". Он говорит, что почти каждый вечер ходит на чьи-нибудь похороны.

Необходимость подстраиваться под окружение

19. Наши сотрудники говорят, что им приходится ежедневно думать о безопасности перемещений по улицам. Если они выходят за пределы своего района, им часто приходится имитировать одежду, язык и обычаи другого района.

20. После случившегося в Самарре наши сотрудники совершенствуются в искусстве выживания. Наши сотрудники и информаторы усвоили манеру поведения, которая может уберечь их от агентов "Аласа", выискивающих "чужаков".

21. Сотрудники сообщают, что безопасность и услуги обеспечиваются им за счет "местных провайдеров", чья принадлежность к тому или иному течению неясна. Личная безопасность зависит от отношений с местными властями. Люди все чаще не доверяют своим соседям.

22. Житель шиитского и христианского района Каррада рассказал, что "чужаки" въехали туда и взяли его под контроль.

Комментарии

23. Хотя наши сотрудники сохраняют профессионализм, очевидное напряжение нарастает. Мы наблюдаем, как их личные страхи усугубляют религиозные и этнические барьеры. Сотрудники настолько встревожены, что мы опасаемся, что они могут преувеличивать происходящее или обращать наше внимание на новости, которые более всего соответствуют их мировоззрению. Объективность, цивилизованность и логическое мышление, необходимые для нормального функционирования на рабочем месте, могут понести урон, если не прекратится социальное давление за пределами "зеленой зоны".

(Это отредактированная версия служебной записки.)

Источник: The Independent


facebook

Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
При любом использовании материалов сайта гиперссылка (hyperlink) на InoPressa.ru обязательна.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях
© 1999-2024 InoPressa.ru