Inopressa | 20 июня 2012 г.
Инцидент с российским сухогрузом - первое вмешательство извне в сирийский кризис?
Обзор прессы
Западная пресса освещает историю с российским сухогрузом Alaed. Во вторник министр иностранных дел Великобритании Хейг заявил: сухогруз, якобы везущий в Сирию отремонтированные ударные вертолеты, повернул назад после того, как о его грузе стало известно и британская компания Standard Club аннулировала его страховой полис.
"Российское судно, которое, как считается, везет в Сирию оружие, повернуло назад" - извещает в заголовке The Los Angeles Times. "Это очередной эпизод яростного спора между Россией и Западом о поставках оружия в Сирию", - замечают журналисты Генри Чу и Патрик Дж. Макдоннелл.
Российские официальные лица заверяют, что оружие, поставляемое Россией, не может использоваться против повстанцев. "Но наблюдатели ООН в Сирии подтвердили применение ударных вертолетов против сил, борющихся с президентом Асадом", - говорится в статье.
Администрация Обамы не объявляет это своей заслугой, "но тактика с использованием страховых полисов была изобретена министерством финансов США 4 месяца назад, чтобы предотвратить вывоз через Иран как минимум двух партий сирийской нефти, направлявшихся на открытый рынок", - пересказывает журналистка The Washington Post Карен Деянг слова неназванного высокопоставленного источника в администрации США. Тогда страховщики, узнав, что нарушают санкции ЕС и США, аннулировали полисы двух судов, которые ходят под флагами Либерии и Мальты.
Администрация США довольна, утверждает издание. Уловка со страховкой сорвала транспортировку вертолетов, но при этом удалось избежать прямой конфронтации с Россией.
"Великобритания сорвала поставки российских грузов в Сирию", - так названа статья в The Daily Beast. Действия Великобритании в отношении Alaed - "первый конкретный случай иностранного вмешательства в обостряющийся сирийский кризис", - полагает журналист Оуэн Мэттьюз.
Аннулирование страховки - фактически "всеохватывающая международная санкция" в отношении компании "Фемко" [по разным сведениям, это либо владелец, либо оператор судна Alaed]. "Вся флотилия компании не сможет работать, пока "Фемко" не порвет связи с Сирией", - говорится в статье.
По данным Lloyds, до 80% морских перевозок в мире страхуются или перестраховываются в Лондоне. "Аннулирование страховки может стать мощной санкцией в руках британского правительства, которое заявило, что намерено пресекать поставки оружия в Сирию", - пишет автор.
The Times сообщает об истории с сухогрузом, но в другом контексте. Статья называется "Москва меняет курс - она планирует эвакуацию из Сирии". Два российских десантных корабля-амфибии и 300 морских пехотинцев из элитных подразделений готовы отправиться в поход, утверждают журналисты Хелен Уомак и Роджер Бойз. "Как считается, запланирована эвакуация примерно 10 тыс. российских граждан из Сирии", - говорится в статье.
Есть признаки, что Москва засомневалась в способности Асада удержать власть. Россия готовит эвакуацию людей из Сирии, полагают эксперты. Так, российский аналитик Александр Гольц подчеркнул, что 300 морских пехотинцев - это очень мало: "Они либо будут участвовать в миротворческих действиях - но на это нет мандата, либо это эвакуация".
Неназванный "морской эксперт" тоже склонился к версии эвакуации, пояснив, что десантные корабли вполне для этого подходят.
"Российское судно, которое следовало в Сирию, повернуло назад" - пишет The Financial Times. "Британские власти подтвердили: Alaed, по-видимому, вез в Тартус три сирийских вертолета "МИ-5", - пишут журналисты Роберт Райт и Джеймс Блитц.
Инцидент - очередной наглядный пример влияния санкций ЕС на торговлю с Сирией и Ираном, указывает издание. "Примерно 95% судов дальнего плавания в мире страхуют риски перед третьими лицами - например, риск загрязнения окружающей среды - через взаимные ассоциации страхования рисков перед третьими лицами, а все эти ассоциации перестраховываются через лондонскую Group of P&I Clubs", - поясняет издание. Эти ассоциации разъясняют своим членам во всем мире, что страховка будет аннулирована, если они возьмут на борт запрещенные грузы. Уже возникли серьезные проблемы у индийских, корейских и японских судов, пытавшихся перевозить иранскую нефть.
Вероятно, теперь Alaed будет вынужден страховаться на так называемом рынке "фиксированных премий", на котором суда могут приобрести страховые полисы P&I по фиксированной цене.
"Сорвалась попытка России отправить вертолеты в Сирию" - таков заголовок в The Christian Science Monitor. Некоторые наблюдатели сочли, что транспортировка вертолетов ставит под сомнение позицию России - ее призывы воздержаться от прямого вмешательства в сирийский конфликт, отмечает автор материала Ариэль Зирулник.
Между тем США вовсе не жаждут сами вмешиваться в ситуацию в Сирии. "Тот факт, что Россия занимает непоколебимую позицию по сирийскому вопросу, явно помогает Вашингтону оправдать его собственное бездействие", - сказал Биляль Сааб, эксперт Monterey Institute of International Studies.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях