Handelsblatt | 20 марта 2000 г.
Российская экономика требует стабильности
Редакция
Его избрание на пост президента России уже давно считается фактом, однако, до сих пор Владимир Путин еще не дал профессиональным наблюдателям возможности сделать четкий вывод о своей экономической политике. Слова и дела исполняющего обязанности президента по-прежнему неотчетливы и противоречивы. Даже инсайдеры могут только догадываться о намерениях Путина. ?Планы Путина еще находятся в стадии формирования?, - говорит Владимир Мау, а он, будучи руководителем рабочего Центра экономических реформ и советником премьера, имеет к Путину прямой доступ. Однако стратегию для Путина разрабатывает не только Мау, но и еще целый ряд институтов.
Тем не менее, эксперты единодушны в оценке нестабильного положения российской экономики. Они, также, считают, что правительству будет трудно добиться главной цели - улучшить инвестиционный климат в стране. Неизвестно, каким образом эта цель будет достигаться. Спектр рекомендаций очень широк: от мелких шагов до решительных действий против коррупции, вплоть до ?общественной казни? преступников.
Владимир Мау говорит об исходной ситуации для осуществления реформ. После финансового кризиса 1998 г. возник широкий консенсус, в качестве приоритетной цели подразумевающий макроэкономическую стабильность. Девальвация рубля и высокие цены на нефть стабилизировали отечественную промышленность. Сейчас абсолютный приоритет имеет проблема улучшения инвестиционного климата, для чего необходим стабильный валютный курс, балансирование бюджета, эффективное управление на всех уровнях власти и пр.
Все эти меры похвальны, однако недостаточны, считает Вольфганг Шреттль из Института немецкой экономики (DIW). Девальвация рубля и сокращение реальной заработной платы наполнило казну предприятий, однако все свободные средства не инвестируются, а экспортируются. ?Россия истекает кровью?, предостерегает Шреттль. В стране отсутствует правовая система, с помощью которой можно было бы четко отделить легальную собственность от нелегальной. Однако этого не предвидится, и поэтому каждый избегающий риска предприниматель имеет хороших консультантов по вопросу вывоза капитала. По мнению Шреттля, следует наконец-то покончить с мифом, что Россия достаточно богатая страна для того, чтобы выйти из кризиса собственными силами. ?С экономической точки зрения Россия не является супердержавой, без иностранного финансового и материального капитала, ее человеческий потенциал бесполезен?, говорит Шреттль. Россия - индустриальная страна, поэтому китайский путь либерализации сельского хозяйства не приведет в экономическому росту, считает Шреттль.
Даниэль Грос из Центра европейских исследований, напротив, сомневается, что Россия нуждается в значительном притоке иностранного капитала. По его мнению, экономический рост России должен базироваться не на промышленном производстве, а на природных ресурсах. Только за счет экономии энергоресурсов, Россия сможет создать дополнительный потенциал для экспорта нефти и газа.
Опасение западных экспертов связано с тем, что Путин делает ставку на развитие военного сектора. ?С прагматичной точки зрения это имеет позитивный характер, ведя к модернизации и инвестициям?, считает Владимир Мау. Немецкие эксперты категорически возражают. По их мнению, инвестиции в производство товаров потребления и даже в сельское хозяйство имеют заметно больший мультипликативный эффект. Кроме того, развитие военной индустрии противоречит намерению интеграции в мировое хозяйство.
Эксперты едины во мнении, что быстрое закрытие неэффективных предприятий невозможно, слишком серьезными оказались бы социальные и политические последствия. ?Законодательство о банкротстве не нужно реализовывать в одночасье, однако постепенно нужно ужесточать меры к неэффективным предприятиям?, считает Грос. По мнению немецкого эксперта, в распоряжении Путина достаточно инструментов, чтобы ?с помощью тысячи мелких шагов реформировать налоговую систему и через пять лет увеличить ВВП страны на 25%?.
Другие эксперты считают возможным экономический рост в России до 4% в год, только при условии, что при осуществлении экономической политики не будет допущено ошибок. Однако в долгосрочной перспективе этого будет недостаточно, чтобы сравняться по уровню экономического развития со странами Западной Европы. Шреттль предостерегает против ?наихудшего варианта?. По его мнению, ?Путин может провалиться и начать инсценировать видимость успеха - модель Белоруссии?. Владимир Мау приводит положительный сценарий: ?Экономика растет, инвестиции увеличиваются. Мы пойдем по пути Польши, даже если все этой займет больше времени?.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях