The Times | 20 марта 2002 г.
"Я лишь хочу, чтобы мне предоставили право умереть"
Френсис Джибб
Британская женщина, которой осталось жить всего несколько недель, вчера отправилась в свою первую зарубежную поездку, чтобы предпринять последнюю попытку добиться предоставления ей права уйти из жизни от руки мужа.
Парализованная 43-летняя Диана Притти, страдающая тяжелым поражением моторных нейронов, сидела в своей инвалидной коляске, пока десять судей Европейского суда по правам человека выслушивали ее просьбу разрешить ей "достойно" умереть.
После окончания слушаний Притти, которая может разговаривать только при помощи синтезатора голоса, сказала: "Я просто хочу осуществить мое право". Ее муж Брайян добавил: "Это очень печально. Нашей самой первой поездкой за рубеж стал приезд сюда, где мы просим предоставить Диане право умереть".
Супруги Притти приехали сюда из Лутона на частной машине скорой помощи, чтобы подать апелляцию на решение британского правительства, отказавшего освободить мужа от ответственности в случае, если он поможет жене уйти из жизни.
Их адвокат Филипп Хейверс заявил судьям, что британский закон, считающий эвтаназию уголовно наказуемым деянием, за которое полагается 14 лет тюрьмы, нарушает права г-жи Притти.
"Речь в данном случае идет о жизни, неизлечимой болезни и неизбежной смерти, - подчеркнул он. - Но в первую очередь, мы говорим об отважной, решительной умирающей женщине и о том, как конвенция по правам человека защищает ее права".
По его словам, смерть Притти, которая может наступить в течении нескольких недель, будет "крайне мучительной и унижающей ее человеческое достоинство". Притти, имеющая двоих детей, хотела избежать такой смерти, и по английским законам она могла бы это сделать, если бы она была физически способна лишить себя жизни без посторонней помощи. Однако характер болезни лишил ее такой возможности.
Ее дело уже слушалось в английских судах и в палате лордов, которая в ноябре прошлого года отвергла ее апелляцию. Видимо, это первое дело, рассматриваемое в Европейском суде по правам человека, в котором истец ссылается на конвенцию о правах человека от 1998 года.
По словам Хейверса, было нарушено несколько прав Притти, в том числе право не подвергаться негуманному и унизительному обращению, право на жизнь, право на свободное волеизъявление и право на непредвзятое отношение. И несмотря на то, что самоубийство не является преступлением, английские законы налагают запрет на эвтаназию вне зависимости от обстоятельств.
Парламент отменил закон, запрещающий самоубийства, тем самым предоставив Притти свободу, если не право, на совершение самоубийства, свободу, которой она не может воспользоваться из-за своей болезни, а также из-за того, что английские законы запрещают мужу помочь ей уйти из жизни, - подчеркнул Хейверс.
Джонатан Кроу, представляющий правительство, заявил, что право на уход из жизни не предусмотрено конвенцией. "Дело в том, что никто не имеет "права" совершать самоубийство. Наша позиция заключается в том, что, совершая самоубийство, человек не преступает закон. Но это не означает, что он имеет законное право, в котором истцу отказывают".
Ожидается, что судьи вынесут свой вердикт через месяц.
Позднее миссис Притти и ее муж, которым оказывает поддержку правозащитная группа под названием Общество в защиту свободной и добровольной эвтаназии, дали пресс-конференцию. Г-н Притти поблагодарил "весь французский народ" и всех тех, кто помог им приехать в Страсбург.
По его словам, они осмотрели местные достопримечательности и прекрасно провели время. Оба выглядели счастливыми, заявив, что слушания оправдали их ожидания.
"Теперь все зависит от судей", - подчеркнул Притти. Он не знает, будет ли решение суда принято до того, как его жена умрет, однако подчеркнул, что ради других людей он хочет, чтобы дело было доведено до конца, даже если к моменту вынесения вердикта его жены уже не будет на свете.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях