The Washington Post | 20 марта 2003 г.
Разведчики открывают путь для высокотехнологичной войны
Питер Бейкер
Кувейт, 19 марта. В эпоху изощренных спутников и самолетов-шпионов, способных опознавать даже номера транспортных средств, задача перейти границу и проскользнуть вглубь вражеской территории, открывая путь мощной военной машине, по-прежнему выпадает на долю небольших элитных подразделений. В случае с Ираком эта работа досталась 300 десантникам, прикомандированным к первой роте сил разведки.
Укладывая в рюкзаки по 200 фунтов снаряжения здесь, на главной базе морской пехоты в пустыне, разведчики не знали, куда они пойдут и какую задачу будут выполнять. Они профессионально обучены держать под наблюдением мосты и дороги, следить за силами противника, захватывать нефтяные платформы, проводить рейды на наблюдательные пункты, брать под контроль пограничные блокпосты.
"Тебе дают цель, ты идешь и берешь ее под контроль, а если это означает, что придется убивать людей, так тому и быть", ? сказал 39-летний майор Джефф Джуэлл, помощник командира роты, уроженец Канзаса. Куда бы ни отправились десантники, они могут быть уверены в одном: "Врагов кругом много, а друзей совсем мало".
Разведчики часто действуют группами по шесть человек, забрасываемых под покровом темноты за линию фронта на вертолетах. Это подразделение корпуса морской пехоты больше всего похоже на спецназ. По словам офицеров, это единственное интегрированное разведывательное подразделение корпуса никогда раньше не было таким большим, как здесь, в Кувейте. Роте, состоящей из трех взводов, придано еще два, поставленных под начало тех же командиров. Отчасти это признание успехов, достигнутых спецподразделениями сухопутных войск, ВМФ и ВВС в ходе операции в Афганистане. В армии эти подразделения стали товаром повышенного спроса, попасть в них хотят все. Командование корпуса морской пехоты планирует после окончания войны в Ираке создать собственную полноценную бригаду спецназа.
Некоторые ветераны разведки относятся к идее скептически.
"Командование получит проблему на свою голову, ? говорит Джуэлл. ? Иметь дело со спецназовцами непросто. Там полно эгоистов, к которым надо искать подход".
Развернутое здесь усиленное подразделение будет играть важную роль в реформированном разведывательном механизме морской пехоты. В 1991 году, во время войны в Персидском заливе, командование корпуса жаловалось на неэффективность своей разведывательной системы.
Иногда от историй о разведчиках захватывает дух. Две группы по шесть человек во время воздушной войны попали в ловушку в саудовском городке Хафджи: их неожиданно засекли иракские войска. Десантники два дня прятались в разных зданиях, ускользая от иракцев, при этом вызывая артиллерийский огонь на соседние улицы, где находились войска оккупантов.
Другая группа разведчиков морской пехоты за две недели до начала наземной операции проникла в южный Кувейт, чтобы определить местоположение иракских позиций и передать сведения о них готовящимся к вторжению американцам. Затем, уже перед самым началом наземной войны, группа захватила десяток иракских танков, уничтожив четыре из них высокоточными ракетами ТОУ.
Наконец, когда Кувейт освободили, и первыми в столицу в качестве символического жеста были отправлены арабские войска, группа разведчиков вошла в город и взяла под охрану американское посольство.
Несмотря на успехи разведчиков, общая неудовлетворенность информацией, которую они передавали во время войны, стала причиной того, что в 1994 году командование корпуса реформировало систему, упорядочив поток разведданных. В результате сейчас под началом командующего силами морской пехоты в регионе генерал-лейтенанта Джеймса Т. Конвея находится 1100 человек, занимающихся разведкой, наблюдением, сбором и передачей информации.
Новая система пройдет испытания в ближайшие часы и дни. "Эта война будет очень напряженной в том, что касается разведки, ? говорит один из старших офицеров. ? Чтобы составить план действий мы будем использовать свои разведывательные и наблюдательные возможности".
Хотя спецназовцы других родов войск, по сообщениям, действуют в Ираке уже несколько недель, представители корпуса морской пехоты заявили, что их разведчики перешли границу лишь на этой неделе. В выходные они провели ночные учения в кувейтской пустыне, практикуясь в высадке с вертолетов и быстром уходе на вертолетах ? важной составляющей работы десантной разведки.
Многие разведчики, как и Джуэлл, прослуживший в морской пехоте 17 лет, старше обычного морского пехотинца, у них есть жены и дети. Прежде чем перейти к специальной подготовке, они обычно отрабатывают хотя бы один четырехлетний контракт и проходят серьезное физическое и психологическое тестирование. Здесь нужны не ковбои, а люди, умеющие играть в команде. Полевая операция длится 5?6 дней, и каждому бойцу приходится тащить на себе 20 кварт (около 22 литров) воды, боеприпасы и рюкзак, вес которого может достигать 200 фунтов (около 80 кг), а также карабин M-4 и пистолет 9-миллиметрового калибра. Бывает, что операция затягивается до 10 дней.
Иногда бойцов перебрасывают на вертолетах CH-53 Sea Stallion (Морской конь), а иногда они передвигаются на "атакующих машинах" ? бронированных джипах "Мерседес", окрашенных в камуфляжные цвета. "Куча академиков расскажет вам, что разведчики - это исчезающий вид, ? говорит Джуэлл. ? Однако спутник никогда не сможет сделать одну простую вещь ? оценить с позиции человека то, что он видит на земле. Это невозможно заменить ничем".
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях