El Pais | 20 марта 2007 г.
Годовщина
Бальтасар Гарсон Реаль
Годовщины отмечают или предпочитают о них забыть. Странный обычай - праздновать годовщины знаменательных событий. Мне кажется, в них нет смысла, если только не воспользоваться этой возможностью, чтобы поразмыслить над темой, которую пытаются забыть во время торжеств.
Сегодня, 20 марта, исполняется четыре года с момента официального начала войны в Ираке. По решению США и Великобритании, при поддержке Испании и других стран в этот день начался один из самых грязных и непростительных эпизодов в нынешней истории человечества. Поправ все международные законы, под предлогом усиления борьбы с терроризмом начиная с 2003 года развернулось разрушительное наступление на правовое государство и саму сущность международного сообщества. По пути были отринуты такие институты, как ООН, насилу оправившиеся к настоящему времени.
Если мы сконцентрируемся на праздновании годовщин в указанном смысле, а это сегодня необходимо более чем когда-либо, - вместо того, чтобы отмечать годовщину войны в Ираке, мы должны будем спуститься на землю, кричать и выступать против имеющей место бойни, возникшей в результате этой войны. Раньше мы этого не знали, хотя интуитивно чувствовали, что будет потом. У нас, простых граждан, не было информации, мы только могли догадываться, что все это было наглой ложью. Однако теперь мы знаем, "включая" и тогдашнего председателя правительства Испании, что, как было недавно признано, причины для этой войны не было, хотя он бессовестно оправдывался своей неспособностью это понять.
Мне как гражданину представляется чрезвычайно важным, чтобы господин председатель правительства наконец-то признал свою ошибку и согласился, что он не располагал достаточными сведениями. Если бы он это сделал, следовало бы спросить его, почему он не действовал так, как подсказывало ему благоразумие, и вместо того, чтобы поверить инспекторам ООН, поступил наоборот, полностью доверившись и покорившись президенту Бушу, приняв совершенно неправдоподобный, как в результате выяснилось, тезис, и защищал точку зрения, которую заранее выдвинула североамериканская администрация. Также он должен был бы объяснить, почему он вместе с некоторыми другими лидерами государств согласился прикрывать и защищать эти незаконные действия. Возможно, без этого сотрудничества или поддержки, а также в случае сопротивления решение могло бы быть изменено или отложено. Об этом мы никогда не узнаем. Поэтому те, кто в период вторжения в Ирак составил компанию президенту Соединенных Штатов, несут такую же или даже большую ответственность, чем он. Несмотря на свои сомнения и недостоверность информации, они вверились агрессору для осуществления низкого, убийственного и разрушительного деяния, продолжающегося до сих пор.
Я уверен, что настало время серьезно и тщательно проанализировать ситуацию и то, что происходит в Ираке, следуя в двух направлениях. С одной стороны, следовало бы глубже оценить возможную ответственность тех, кто несет или нес ответственность за эту войну, и - в случае наличия достаточных доказательств - призвать их к ответу. Для многих это будет связано исключительно с политической ответственностью, но, как показало осуждение одного из сотрудников вице-президента Чейни, в США начинают появляться признаки уголовно наказуемых действий, указывающие в другом направлении. 1650 погибших являются достаточно веским аргументом для безотлагательного начала изучения или расследования этого вопроса.
С другой стороны, не занимаясь обвинениями, но и не забывая о тех, кто был ответственен за начало этого ужасного и страшного действа, мы должны сосредоточить наш анализ на неоспоримом факте, признанном сегодня на всех уровнях: военная операция США и их союзников стала основной причиной или, по крайней мере, одним из факторов создания, развития и усиления большинства террористических тренировочных лагерей, которым хватало места, времени и средств для подготовки террористов высшей квалификации. В настоящий момент террористы "Аль-Каиды" располагают соответствующим планом для подготовки к тому моменту, когда они стратегически будут заинтересованы в расширении радиуса операций против своего давнего врага на Западе. Мы в различных формах, пребывая в чудовищном неведении, вносили и продолжаем вносить свой вклад в то, чтобы чудовище с каждым разом становилось все больше, все сильнее и, возможно, непобедимее.
Террористическая организация "Аль-Каида" или террористические сети, рождающиеся как гидры, растущие и усиливающиеся, одновременно переплетающиеся в разных частях мира, подстерегают за каждым углом. И, несмотря на это, на наших глазах лидеры наших стран ввязываются в новые сражения или ссоры, которые, по их мнению, могут принести им большие дивиденды на выборах.
Европа в целом и Испания в частности находятся на распутье - для них настало время на практике применить то, чему они так болезненно научились в последние годы, и я не уверен, что сделано все необходимое. Чрезвычайно важно, что в настоящий момент достигнуто согласие по вопросу о терроризме, но еще важнее убежденность в том, что можно противостоять всем нависшим угрозам одновременно. Для этого необходимо обеспечить укомплектованность современными человеческими и материальными ресурсами, специальную подготовку и скоординированную работу служб разведки и безопасности - создав тем самым общее пространство, в котором царят солидарность и доверие, - а также укрепить взаимодействия судебных органов. Можно перечислить еще много мер, которые следует предпринять, чтобы опередить намерения этих (террористических) сетей, которые рано или поздно - хотя, возможно, они делали это всегда - устремят глаза на нас. Глаза, которые оказались гораздо ближе к нам на новых базах в Магрибе и Сахеле. Их цели с каждым разом становятся более конкретными, они все более преисполнены злобой и ненавистью, потому что считают, что их несправедливо истребляют в Ираке.
В это недалекое время Испания и Европа окажутся в зоне досягаемости любых бомб или террористических актов, но будет уже слишком поздно. Поэтому предпринимать действия следует сейчас, а не потом, когда уже не будет ни средств, ни другого раза.
Безразличие может вновь обернуться приходом незваных гостей и заглушить нашу совесть дымовой завесой, позволяющей нам забыть о реальных проблемах и опасностях терроризма в любых его проявлениях.
Только закон и правовое государство позволят нам одолеть чудовище до того, как оно сожрет нас, и сделать это без каких-либо уступок в форме "неправовых пространств", не принесших современному миру ничего хорошего. Безусловно, мы справимся, если все вместе постараемся. Это было бы хорошим поводом для празднования годовщины войны в Ираке.
Бальтасар Гарсон Реаль - судья Национального Суда Испании.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях