The New York Times | 20 мая 2004 г.
Американцы устроили базар, чтобы изъять у иракцев оружие
Кристин Хаузер
Целый год после свержения Хуссейна в Ираке американские войска использовали все возможные способы борьбы с мятежниками, восставшими против оккупационных сил. На этой неделе был испробован еще один способ, как заставить иракские ружья молчать: купить их.
Это первая программа в Ираке, направленная на выкуп оружия. К ее осуществлению приступили в субботу, и она оказалась так популярна, что ее продлили еще на два дня.
К вечеру вторника сотни иракцев получили в общей сложности 761357 долларов за 56536 единиц вооружения, начиная с патронов для штурмовых винтовок до бомбометов и реактивных гранатометов. Солдаты установили хорошо охраняемые торговые точки в трех точках - в поле, на табачной фабрике и на футбольном стадионе.
"Возможно, это единственное в Багдаде место, куда они могут спокойно подойти с гранатометом, и не быть немедленно расстрелянными солдатами коалиции", - говорит полковник Роберт Абрамс, командующий войсками, ответственными за поведение операции.
"Мы делаем все, чтобы как можно больше оружия перешло из их рук в наши", - говорит капитан Билл Уильямс.
Первую линию защиты вокруг стадиона, на котором свалены штурмовые винтовки, составляют иракские вооруженные силы, которые выстраивают приходящих людей в очередь и проверяют, чтобы их оружие не было заряжено, прежде чем впустить их за проволочное заграждение.
На территории стадиона за раскладными столами сидят американские солдаты.
Иракцы приносят свои ружья в мешках из-под сахара и риса. Один мальчик принес полный пакет с патронами. Другой сжимал патроны в горсти. "Металлолом", - заключает американский солдат после осмотра этого товара и бросает его в мусорную кучу.
Иракца подводят к столу с гранатами, за которым сидит американский солдат.
"Одна граната", - говорит он.
"Всего одна граната?" - с недоверием спрашивает солдат.
Тот передает гранату и получает за нее чек на 20 долларов.
Американцы составили свой прайс-лист на основе сведений о ценах на черном рынке, полученных от иракской полиции.
Зенитная ракета "Стрела", снабженная пусковой установкой и прицелами, идет за 500 долларов. Автоматы Калашникова (AK-47), самый популярный вид оружия в Ираке, в первые дни покупали за 200 долларов, но ко вторнику цена упала до 125 долларов, чтобы разница с ценой на черном рынке уменьшилась.
А вот реактивные гранаты, которые в первые дни шли по цене 160 долларов, ко вторнику подорожали в пункте, установленном на территории табачной фабрики, до 220 долларов - так как американцы выяснили, что по более низкой цене их продавать не хотят.
В придачу к экономическим законам спроса и предложения, цены определяются и в процессе торгов, вполне в духе ближневосточного рынка.
Некий Али не был доволен предложенными ему за новенький русский пулемет 160 долларами.
"Он новый! - говорил он, снимая обертку со сверкающего от масла пулемета. - Я хочу за него 200 долларов!"
Сержант, с которым он торговался, задумался. "Ладно, - сказал он, - Поднимаем цену до 200!"
Али ушел счастливым - с 600 долларами, полученными за пулемет и два автомата.
"У меня двое детей, - говорит Али, 38-летний инженер. - Эти деньги мне пришлось бы зарабатывать четыре месяца".
Благодаря этой программе стало особенно ясно, с каким именно типом сопротивления столкнулись силы коалиции в Ираке. Похожие на глину куски взрывчатки PE-4A, которые продавали за 40 долларов, повстанцы использовали во время атак на конвой, начиняя ими банки из-под пепси.
Приносили пулеметы, которые можно было устанавливать на машины. Минометы явно использовались для внезапных набегов.
"Какое бы оружие они ни применяли, они по большей части используют партизанскую тактику, - говорит сержант Кори Сандерс. - Минометы они складывают в багажники автомобилей".
Многие иракцы отказываются называть свои имена журналистам, так как боятся мести со стороны боевиков. Некоторые посылают сдавать оружие своих женщин или детей, потому что боятся ареста.
Получив чеки и став в другую очередь, чтобы их обналичить, иракцы начинают жаловаться на цены.
"Миномет относится к тяжелому вооружению, - говорит Карим Абдель-Селим, мужчина средних лет. - Он стоит вдвое больше, чем те 200 долларов, которые мне за него заплатили. Но в том месте, где я его взял, таких еще много".
Девочка подходит к американскому солдату и просит, чтобы ей дали больше 20 долларов за снаряды, которые она принесла. "Просто подпиши на чеке 5 долларов", - советует ей сосед по очереди.
Каждый иракский мужчина имеет право на владение одним автоматом. Пистолеты запрещены, так как их слишком легко спрятать, а автомат Калашникова разрешено иметь в каждом доме для обороны.
Некоторые иракцы говорят, что на те деньги, которые они получили, они могут купить себе на черном рынке новое оружие.
"Мы продаем им старое оружие и покупаем на черном рынке новое, - говорит Али Мохсин. - Я продал AK-47, который мне не нужен, а больше всего мне нравится реактивный гранатомет".
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях