Los Angeles Times | 20 мая 2009 г.
Массовое убийство поляков в 1940 году продолжает будоражить души
Меган К. Стэк
Российские суды не согласились восстановить справедливость в отношении тысяч поляков, казненных НКВД, утверждает The Los Angeles Times. Как поясняет корреспондент Меган К. Стэк, речь идет о 6295 заключенных, расстрелянных в поселке Медное Тверской области.
"В большинстве своем это были офицеры, полицейские, жандармы и землевладельцы, арестованные за принадлежность к опасной буржуазной элите, когда в 1939 году СССР вторгся на восток Польши. В 1940 году правящая коммунистическая партия решила их ликвидировать", - повествует издание. Лагерь на территории бывшего монастыря, где держали поляков, было приказано "разгрузить". Заключенных отправляли партиями в Калинин (Тверь), расстреливали в подвале управления НКВД и хоронили в сосновой роще в Медном, где когда-то находился дом отдыха НКВД. "Польские офицеры ни о чем не подозревают. Они думают, что их депортируют на родину. Даже больные пытаются прикинуться здоровыми, чтобы их тоже взяли", - рапортовал комиссар концлагеря московскому начальству. Та же судьба постигла поляков в других лагерях в СССР, отмечает издание.
Были времена, когда российские власти раскапывали некрасивые страницы советской истории, пишет автор. В роще в Медном были эксгумированы тысячи тел. Ныне юристы, родственники погибших поляков и правозащитники призывают российские власти реабилитировать убитых польских заключенных, а также рассекретить документы и недавние решения по поводу расследования этой бойни, отмечает газета. "Однако суды отклоняют ходатайства, расследования приостановлены, а власти все более ограничивают доступ к архивам спецслужб", - пишет автор. Государственные газеты возрождают версию сталинской пропаганды: в действительности поляков убили нацисты и целенаправленно свалили вину на советские власти.
Многие россияне переживают из-за того, что Запад почти не помнит и уж тем более не ценит миллионы жертв, которые понесла их страна в борьбе с фашизмом, отмечает автор. Можно услышать мнение, что подробности вроде массового уничтожения польских заключенных подрывают чувство правоты СССР во время Второй мировой войны.
Между тем Анна Ставицкая, адвокат потомков убитых поляков, исчерпала все возможности для ходатайств в российских судах и теперь готовит иск в Европейский суд по правам человека в Страсбурге, сообщает издание. Некоторые российские суды постановили: поскольку на поляков не были заведены уголовные дела, факт репрессий не доказан. К тому же много тел не опознано, поэтому гибель конкретных лиц невозможно доказать. "Все сводится к мысли: хотя массовые захоронения найдены, если никто не опознан, никого и не казнили", - комментирует Ставицкая.
По данным газеты, ныне от польских заключенных остались лишь могилы и обрывочный бумажный след: решение ЦК ВКП (б) о казни заключенных, подписанное Сталиным, показания местного начальника НКВД, секретное письмо руководства КГБ Хрущеву от 1959 года с советом уничтожить регистрационные карточки из бывшей буржуазной Польши.
У ограды мемориала в Медном, воздвигнутого польским правительством в память об убитых, находится маленький музей, принимающий всего несколько десятков посетителей в год, сообщает газета. По словам научного директора музея Елены Образцовой, одно время российские власти планировали создать здесь собственный мемориал на могилах 5 тыс. репрессированных советских граждан, тоже захороненных в Медном. Но в 2001 году финансирование было прекращено, и российский мемориал, оставшийся недостроенным, резко контрастирует с польским.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях