Neue Zürcher Zeitung | 20 мая 2016 г.
Северный полюс порождает алчность
Даниэль Вехлин
Кремль преследует довольно "амбициозную национальную программу по освоению Арктики". "Пока что правовой статус Арктического региона - в отличие от Антарктиды - определен менее точно, и Россия усиленно подчеркивает свои территориальные притязания и сопровождает это акциями, эффективно освещаемыми в СМИ", - пишет Даниэль Вехлин на страницах швейцарской газеты Neue Zuercher Zeitung. Автор напоминает об установке подлодкой российского флага на Северном полюсе на глубине 4261 метр и о предъявленном Россией требовании признать за ней дополнительные 1,2 млн квадратных километров территории за пределами ее экономической зоны.
Российская арктическая политика прописана в принятой в 2008 году Арктической доктрине и в Стратегии по развитию российской арктической зоны за 2013 год. С одной стороны, в документах говорится об особом стратегическом значении, а с другой - согласно исследованию американского Geological Survey, в Арктике сосредоточено до четверти всех неизведанных на данный момент месторождений нефти и природного газа.
В настоящий момент Москва продолжает совершенствовать свою арктическую инфраструктуру. Всего до 2020 года Россия, по данным министерства экономики, планирует инвестировать в гражданское освоение региона 3,8 млрд швейцарских франков (примерно 3,43 млрд евро. - Прим. ред.). Согласно же данным российского Минобороны, за 2015 год в Арктику было переброшено 440 объектов военной инфраструктуры и свыше 106 тыс. тонн строительного материала, то есть почти в три раза больше, чем в предыдущем году.
Более того, недавно впервые на один из арктических островов, а именно - на Новую Землю, был отправлен целый полк ПВО, включая комплексы С-300 и другую технику, для защиты от нападения с воздуха и моря. Также, согласно экспертам, большое значение придается еще двум военным базам - на Земле Александры и острове Котельном. Обе предназначены для постоянного проживания и имеют радары и взлетно-посадочные полосы. Тем не менее, их инфраструктура приспособлена лишь для небольшого воинского контингента размером не более 150 человек. По словам тех же экспертов, это свидетельствует не о воинственных планах, а об охране и обозначении российских притязаний на регион.
Но сама Россия говорит не о милитаризации, а о мерах для поддержания стабильности и безопасности в Арктике как важной базы ресурсов. "Но на фоне украинского кризиса и проснувшихся амбиций России в качестве глобальной державы подобные слова имеют неприятный оттенок", - заключает Вехлин.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях