The Christian Science Monitor | 20 ноября 2000 г.
Роскошь под московскими улицами
Собственный корреспондент
Построенное в 30-х гг. метро все еще работает с эффективностью советских времен - и некоторым количеством былого блеска.
В России бюрократия по-прежнему опутывает большую часть жизненных сфер. Месяцы уходят на то, чтобы установить у себя в квартире телефон. А уж о том, чтобы добавить к своей квартире еще одну спальню, нечего и мечтать.
А метро работает, как швейцарские часы. В среднем, по 158 станциям Московского метрополитена время ожидания поезда в час пик составляет 90 секунд.
Прямо под жесткой, засыпанной песком поверхностью Москвы - примерно в 300 метрах под землей - расположен один из самых знаменитых символов коммунизма, созданных в советские времена. И по сей день он продолжает предоставлять своим клиентам услуги мирового класса и ежедневно вдохновлять измученных жителей города.
"Когда я спускаюсь в метро, мне кажется, что время остановилось, что снова наступили 60-е или 80-е годы, - говорит пенсионерка Светлана Третьякова. - Метро было одной из тех вещей, которые всегда работали хорошо. Редко можно было услышать, чтобы кто-нибудь жаловался на метро, да и сейчас не услышишь".
Больше всего московское метро славится своими роскошными центральными станциями, украшенными мраморными колоннами, огромными люстрами, великолепной мозаикой и цветным стеклом. Оно было построено в 30-х, чтобы вселять чувство гордости в российский пролетариат и приводить весь мир в трепет. Сегодня этот вид транспорта остается практически таким же безукоризненно чистым и нетронутым граффити, каким он был в советские времена, когда специальное милицейское подразделение несло здесь неусыпную службу.
Движение транспорта в центре Москвы практически парализовано, метро же ежедневно спокойно обслуживает 9 млн человек.
"Пока на этой ветке задержек не бывает, - говорит Ирина Малягина, которая работает сигнальщицей на станции "Октябрьская". - Люди говорят, что по сравнению с другими метрополитенами мира мы работаем хорошо".
Метрополитен изначально был построен так, чтобы служить в случае необходимости в качестве бомбоубежища - что и произошло во время Второй Мировой войны - и поэтому центральные станции Московского метро - одни из самых глубоких в мире. На многих станциях явно можно заметить огороженные места, за которыми находятся двери, способные выдержать ядерный взрыв.
Возможно, метрополитен может выдержать бомбежку, но уютным его не назовешь. Пассажиры сидят на жестких скамейках при тусклом свете, двери часто захлопываются без предупреждения. Нищие бродят по вагонам, являя собой еще один признак того, что наступили новые времена.
Но несмотря ни на что, старомодное ощущение порядка превалирует, царит на удивление теплая атмосфера. Молодой человек, занявший место на скамейке, может ожидать, что кто-нибудь постарше осторожно постучит его по ноге тростью или зонтом.
"Мы получили в наследство отличную базовую структуру, и нам остается лишь следить, чтобы она работала", - говорит Константин Черкасский, информационный директор Метрополитена. Однако он добавляет, что недостаток финансирования все-таки сказывается, и если не будут вложены значительные средства, некоторые станции придется закрыть.
"Люди не видят того, что накапливаются проблемы, связанные со старением металла, механическими повреждениями, нехваткой рабочей силы, - объясняет Черкасский. - Если мы не повысим свои доходы, со временем метрополитен утонет в море проблем".
Смешно сказать, но главная причина постсоветского финансового кризиса метрополитена - это... коммунизм. По старой советской приывчке больше половины пассажиров Метрополитена не платят сегодня за проезд ни копейки. Среди них - пенсионеры, как Третьякова, муниципальные служащие, солдаты, инвалиды, федеральные чиновники, священники, маленькие дети - всего свыше 100 категорий граждан.
Для остальных плата за неограниченный доступ к девяти веткам системы - общей протяженностью 190 км - составляет всего 5 рублей.
"Это не дешево. Набегает немало, если ездишь два раза в день, - говорит учительница Ольга Смирнова, зарплата которой составляет $65 в месяц, что совершенно типично для России. - Но по сравнению с ценами на все остальное, эта кажется более разумной".
О чем руководители Метрополитена действительно не любят говорить, так это об авариях. Они утверждают, что никакой статистики не ведется. Известно, что ежегодно около 50 человек совершают самоубийство, бросаясь под поезд, как Анна Каренина.
"Ежегодно регистрируется примерно 60 случаев задымлений, иногда случаются и пожары, - говорит Черкасов. - Порой бывают драки. Все более сложной проблемой становится вандализм. Во время футбольных матчей нам приходится переживать ужасные вечера. Нам необходимо большое количество дополнительных сил милиции. Сегодня молодежь бывает совершенно неуправляемой".
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях