The Washington Post | 20 ноября 2003 г.
Российские налоговые гавани вызвали недовольство законодателей
Питер Бейкер
Когда нефтяной магнат Роман Абрамович в 2000 году был избран губернатором Чукотки, он получил не только политический пост, но и налоговую гавань. Вместе со сборным домом, доставленным по воздуху, Абрамович отстроил торговые фирмы, которые позволили ему вдвое уменьшить подходный налог своей компании.
По словам его помощников, все было абсолютно законно, однако это терзало тех, кто находится у власти в российской столице. В прошлом году вместо установленного законом 24-процентного корпоративного подоходного налога нефтяная компания "Сибнефть" заплатила эффективный 12-процентный налог. Согласно собственным отчетам компании, в первом полугодии нынешнего года "Сибнефть" уменьшила и этот налог до 5%.
По словам промышленных аналитиков, "Сибнефть" была самой агрессивной среди нефтяных компаний в смысле минимизации налогового бремени, но от нее почти не отставал ЮКОС, купивший ее в октябре. Сегодня многие эксперты говорят, что негодование, которое вызывали суммы, проставленные в налоговых векселях ЮКОСа и "Сибнефти", могло подлить масла в огонь при атаке на отца слияния ЮКОСа и "Сибнефти" Михаила Ходорковского, которого 25 октября арестовали по обвинению в неуплате налогов и мошенничестве.
Вслед за ЮКОСом и "Сибнефтью" перестроилась вся нефтяная промышленность страны, и Россия опередила Саудовскую Аравию по производству нефти.
В надежде получить более значительную долю богатств, возникших в результате этого бума, правительство Владимира Путина в последние несколько дней предприняло определенные шаги, чтобы заставить нефтяные компании платить больше налогов. Министр финансов провел через Думу закон, уничтожающий налоговые гавани в бедных регионах, таких, как Чукотка, и дающий правительству возможность повысить экспортные пошлины на продукты перегонки нефти.
Уничтожение налоговых гаваней, считают аналитики московского Альфа-банка, в 2004 году обойдется "ЮКОС-Сибнефти" в дополнительные 620-750 млн долларов подоходного налога. Заместитель председателя думского комитета по бюджету и налогам Владислав Резник заявил, что оно увеличит ежегодные налоговые поступления от бизнеса на 1-2 млрд долларов.
Некоторые ведущие инвесторы ожидают, что правительство возьмется за "ЮКОС-Сибнефть" непосредственно, возможно выставив счет за недоплаченные налоги на миллиарды долларов. Счетная палата направила властям отчет о налоговой практике "Сибнефти" для расследования. На четверг налоговое ведомство назначило пресс-конференцию, посвященную налогообложению крупных нефтяных компаний.
"Нефтяным и другим компаниям удалось сэкономить огромные суммы и оптимизировать свои прибыли", - заявил Резник в одном из интервью. Он, правда, добавил, что не уверен в том, что новые меры приведут к увеличению платежей в казну. "Наш бизнес очень изобретателен. Наше законодательство несовершенно, и в нем много лазеек, позволяющих избегать налогообложения".
Руководители ЮКОСа и "Сибнефти", где продолжается слияние, заявили, что не делают ничего такого, чего не делали бы американские компании, использующие лазейки в законах, чтобы минимизировать налоги.
Пресс-секретарь "Сибнефти" Джон Манн заявил, что негодование из-за попыток уменьшить налоги, возможно, является следствием культурных различий. "На Западе это абсолютно нормально, - сказал он. - В России это дело относительно новое и наверное, поэтому многих возмущает. Но все по закону". Он добавил, что в прошлом году "Сибнефть", помимо подоходного налога, заплатила другие налоги в размере почти 900 млн долларов.
Центром конфликта стало положение закона, освобождающее компании, зарегистрированные в бедных регионах - на Чукотке, в Калмыкии и Мордовии, - от уплаты части корпоративного подходного налога.
Нефтяные компании извлекают выгоду из этой льготы, создавая в этих регионах торговые фирмы и продавая им нефть с большими скидками, говорится в докладе фирмы "Тройка диалог". Затем торговые компании перепродают нефть по рыночным ценам и платят налоги на прибыль по льготной шкале.
"Сибнефть" зарегистрировала торговые компании на Чукотке, а ЮКОС в Мордовии. Счетная палата провела проверку использования "Сибнефтью" налоговых гаваней и в декабре прошлого года сообщила, что компания недоплатила налоги в размере 314 млн долларов.
Во вторник пресс-секретарь Счетной палаты впервые заявил, что при проверке были обнаружены "злоупотребления". Но в среду аудиторы отказались от своих слов. Владимир Пансков, курирующий аудит "Сибнефти", заявил Reuters, что имели место "обычные" нарушения, какие "можно найти в любой компании". Что касается уменьшения суммы налогов, добавил он, "с моей точки зрения, это не очень хорошо в этическом плане, но вполне законно".
Режим налоговых гаваней должен был закончиться 1 июля будущего года, но министр финансов Алексей Кудрин внес в Думу предложение прекратить его с 1 января.
По словам брокеров, они надеются, что правительство не будет пытаться заставить компании вернуть в бюджет налоги, которые они не заплатили легально. "Сделать это можно, только реформировав налоговую систему, а не предъявляя компаниям обвинения по произволу, - заявил Стивен О'Салливан, аналитик брокерской фирмы United Financial Group. - Иначе будут потеряны инвесторы, которые хотели бы сюда прийти".
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях