El Mundo | 20 октября 2000 г.
Вячеслав Попов: "Всю свою оставшуюся жизнь я посвящу поиску причин гибели "Курска"
Николай Черкашин
Вячеслав Попов, командующий самым мощным российским флотом - Северным - с 1999 года, дал эксклюзивное интервью, публикуемое газетой EL Mundo, своему коллеге, бывшему командиру подводной лодки, а ныне писателю Николаю Черкашину. Вчера стало известно, что Попов возьмет на себя командование операцией по подъему тел погибших членов экипажа АПЛ "Курск".
Вячеслав Попов, прибывший служить на базу в Североморске еще курсантом, все свои офицерские и адмиральские звезды получил именно здесь, во льдах Арктики и под хмурым небом российской Лапландии. Его имя замелькало в СМИ всего мира после того, как 12 августа АПЛ "Курск" затонула со всеми 118 членами экипажа.
Попов участвовал в 25 дальних походах на подводных лодках, а в 15 последних - в качестве командира корабля. В общей сложности он провел 8 лет под водой. Два его младших брата - Владимир и Алексей - командиры подводных лодок. На Северном флоте больше не найти такой семьи: три брата, три капитана, три подводника. Вячеслав - старший не только по возрасту, но и по званию, всю свою жизнь отдал Северному флоту.
- Вячеслав Алексеевич, как вы узнали о трагедии "Курска" 12 августа?
- Я находился здесь же, в штабе Северного флота, в своем кабинете, когда мне сообщили, что "Курск" не всплыл на поверхность для контрольного сеанса связи и доклада о торпедных стрельбах. Командир "Курска" Геннадий Лячин должен был выйти на связь со штабом в 23:00 и доложить о проведении стрельб, однако корабль не всплыл на поверхность. В 23:30 я объявил на флоте аварийную тревогу и вылетел на вертолете на крейсер "Петр Великий", где и находился в течение двух недель. Хочу отметить, что момент объявления тревоги и был началом спасательной операции. В этом смысле мы не потеряли ни минуты. Местонахождение "Курска" было обнаружено спустя четыре с половиной часа.
- Когда вы прибыли в район катастрофы, подводная лодка подавала какие-нибудь сигналы?
- Да. Акустики сообщили о стуках в двух отсеках. К сожалению, они не содержали никакой понятной информации. Они лишь свидетельствовали, что кто-то из членов экипажа остался в живых. Однако эти стуки очень быстро прекратились. Мы тогда считали, что выжившие решили сэкономить воздух и силы, услышав шум винтов и поняв, что помощь близка. Тем не менее, сейчас, после тщательного анализа, появились сомнения, что эти стуки раздавались с нашей подводной лодки. Когда мне сообщили о результатах предварительного исследования корпуса лодки, свидетельствующих об огромной пробоине в первом и втором отсеках, я понял, что большая часть экипажа погибла в первые минуты.
- Почему об этом сразу же не сообщили?
- Зачем? Что бы это изменило? Может, родственники не приехали бы? Они бы приехали, даже если бы тогда сообщили, что в живых никого не осталось. Они бы в это не поверили и правильно бы сделали, поскольку никто не мог этого знать наверняка, и в кормовых отсеках могли оставаться живые члены экипажа. Другое дело, сколько времени они продержались бы в таких условиях.
Однако затянувшаяся спасательная операция и напрасное ожидание расстроили нервы не только родственников, но и всех, кто участвовал в операции. Больше всего людей нервировали те телевизионные шоумены, которые показывали трагедию по всем канонам военных фильмов с непредсказуемым концом. Сами того не желая, родственники погибших превратились в участников этого жестокого действа, когда каждый день им пытались вдолбить в голову, что флот не спешит спасать их сыновей и мужей. Один из главных упреков, раздававшихся в адрес ВМФ, заключался в том, что иностранную помощь согласились принять с опозданием и иностранным спасателям мешали выполнять выполнять их работу. Последнее обвинение совершенно абсурдно. Все необходимое им было предоставлено немедленно. Единственное ограничение касалось работ на носу лодки.
- Почему им не разрешили работать на носу?
- Потому что там не было никакой необходимости в спасательных работах. Кроме того, сами по себе норвежские водолазы были не спасателями, а специалистами по монтажу нефтяных платформ. С другой стороны, не следует забывать, что на вооружении флота есть подводные лодки, подобные "Курску", которые продолжают оставаться секретными. И даже в полуразрушенном состоянии они все равно содержат военные секреты. В этой связи "Курск" должны изучать наши специалисты. Что же касается задержки с обращением за помощью к иностранцам, то на первом этапе спасательных работ она нам не требовалась. Мы прибыли на место затопления, имея все необходимое. Когда стало очевидным, что все попытки состыковать спасательный колокол обречены на неудачу, тогда и возникла необходимость в обращении за иностранной помощью.
- В одном из московских журналов в качестве одной из причин катастрофы была названа недостаточная подготовка экипажа, не использовавшего все способы для спасения.
- Не знаю, как и назвать это заявление - кощунством или глупостью. Как можно обвинять погибших в том, что им не хватило умения воспользоваться всеми средствами спасения? Если говорить о моряках, находившихся в кормовой части лодки, то для своего спасения им нужно было открыть аварийный люк. То, что они этого не сделали, не означает, что они не были этому обучены. Так распорядилась судьба.
- Какова ваша версия случившегося?
- Изо всех версий, рассматриваемых сейчас, наиболее резонной я считаю столкновение с иностранной подлодкой. В результате удара могла деформироваться носовая часть торпеды, мог произойти взрыв или случиться другая авария на носу "Курска", в результате чего лодка ударилась о морское дно, и произошел второй, более мощный взрыв от детонации всего боекомплекта. Повторяю: это только одна из версий и лучше бы она не подтвердилась.
Еще одна загадка заключается в том, почему в зоне учений сразу же появились три иностранные подлодки - две американские и одна британская. Если бы я направил к берегам США со шпионским заданием три атомных подводных лодки, и в этом районе по неизвестным причинам произошла бы авария американской подлодки, а вскоре одна из российских лодок зашла бы на Кубу для ремонта и на все предложения осмотреть ее носовую часть отвечали бы отказом, то какие бы версии в этом случае стали выдвигать американские журналисты?
- Одна из газет назвала экипаж "Курска" "невинными овечками Северного флота".
- Это оскорбление памяти погибших. Они не принесены в жертву. Избрав такую профессию, люди знали, на что идут. Это настоящие мужчины, которые погибли, выполняя свой воинский долг. К сожалению, их не вернуть, и эта утрата невосполнима. Оставшиеся годы моей жизни я посвящу поиску причин гибели "Курска". "Курск" затонул из-за безразличия российского общества к военному флоту в целом и подводному флоту в частности. Подчеркиваю: безразличия не народа, а общества, в распоряжении которого находится так называемая четвертая власть.
- Все тела погибших будут подняты?
- Не думаю, что удастся поднять все тела, поскольку первый отсек серьезно разрушен, однако тела тех, кто не был затронут взрывом, мы предадим земле.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях