Le Monde | 20 октября 2000 г.
Владимир Путин пытается установить свою власть в регионах
Франсуа Бонне
Объявленная "административная революция" постепенно превращается в затяжной торг, в котором Кремль может и не победить. Губернаторы все еще обладают широкими полномочиями, однако, теперь "центр" получил право отзывать руководителей регионов.
Владимир Путин делает все возможное для восстановления власти центра над 89 субъектами Федерации и предпринимает шаги, направленные на сужение чрезмерно широких полномочий руководителей регионов. В соответствии с новым законом, региональные бароны теперь не будут заседать в Совете Федерации, высшей палате российского парламента. Кроме того, Москва получила право отстранять неугодных губернаторов. Сумеет ли Кремль, втянувшийся в финансово-политический торг с некоторыми могущественными и непокорными князьками, навязать свою "диктатуру закона"? Местные власти не намерены отступать под натиском законов, направленных на ограничение суверенитета, обретенного в течение последних 10 лет. Губернатор Калининградской области, "монарх", царствующий в регионе, пораженном социальным кризисом, на фоне которого процветают делячество и коррупция, в ходе запланированных на 5 ноября выборов бросит вызов кандидату Кремля. Правящий в Башкирии с советских времен "султан" Рахимов также не намерен отступать.
Как говорят в Кремле, "отличительной чертой" президентства Путина должно стать восстановление централизованного государства, "вертикали власти" в целях установления во всей России "диктатуры закона". Реализация этого масштабного проекта была начата с провозглашения 17 мая этого года "административной революции", когда президент в своем обращении к нации сказал: "Время компромиссов прошло, мы будем жить в объединенном и сильном государстве, в Российском государстве".
Через пять месяцев время компромиссов вернулось. Кремль в полной мере осознал, с какими трудностями приходится сталкиваться в ходе проведения мероприятий по восстановлению порядка в регионах. Кремль, конечно же, подготовил соответствующую законодательную базу: в середине июля парламент проголосовал за реформу, на проведении которой настаивал Путин. В случае, если региональные руководители не будут выполнять федеральные законы или нарушать Конституцию, они, лишившиеся права заседать в Совете Федерации, могут быть отозваны с занимаемых ими постов, а местные законодательные собрания могут быть распущены. Кроме того, сразу же после вступления в должность, Путин создал семь административных округов, объединивших по несколько регионов. Во главе округов стоят суперпрефекты, призванные "координировать деятельность федеральных органов".
Местное законодательство более половины регионов России не соответствует федеральному законодательству или федеральной Конституции. Речь идет о расхождениях по ключевым вопросам: избирательная система, налоги, экономические законы, судопроизводство, свобода передвижения (иногда вводится местный визовый режим), язык государственного общения, образование, здравоохранение, права СМИ. В "условиях отсутствия единого юридического и экономического пространства" осуществление масштабных реформ невозможно, - заявляют представители кремлевского руководства. Без наведения порядка, правление Путина ничем не будет отличаться от царствования Ельцина: беспомощная центральная власть перед лицом региональных могущественных руководителей, которые были избраны в ходе всенародного голосования в 1995 году.
Но голоса тех, кто еще весной призывал к осуществлению показательных процессов, борьба с коррупцией и увольнение губернаторов, так и не были услышаны. В настоящее время развернулся настоящий политический и финансовый торг между "центром" и 89 субъектами Российской Федерации. Но в этой схватке никто не может с уверенностью заявлять о возможности победы Кремля. Конфликты разворачиваются по двум фронтам. Первый конфликт относится к сфере приведения в соответствие с федеральными нормами местных законодательств. Второй связан с прямым вмешательством Кремля в региональные выборы.
"В законодательстве Татарстана 87 законов противоречат общероссийским, в 40 из них уже внесены соответствующие изменения", - с удовлетворением заявил в начале этого месяца Сергей Кириенко, полномочный представитель президента в Приволжском административном округе. Татарстан является самой мощной автономной республикой в составе Российской Федерации. А ее президент, бывший коммунистический функционер высокого ранга, Минтимер Шаймиев - одним из самых влиятельных региональных лидеров. В Татарии, а также в Башкирии, Бурятии и других автономных республиках были созданы "согласительные комиссии". Вначале был установлен месячный срок, в течение которого они должны были привести местные законодательства в соответствие с федеральным, однако эти сроки были продлены до 1 января 2001 года, а в некоторых республиках и до 1 октября 2001 года.
Это связано с нежеланием местных властей подчиняться принятым законам, направленным на ограничение суверенитета, отвоеванного за последние 10 лет. "Наши законы лучше федеральных", - заявил председатель законодательного собрания Бурятии. В ходе проводимых переговоров буквально со всеми субъектами обсуждается вопрос о процедуре избрания представителей местной власти. Так, например, федеральный закон запрещает занимать один и тот же пост более двух сроков. Таким образом, многим региональным лидерам придется в ближайшие месяцы уйти в отставку. Это касается и Минтимера Шаймиеву: срок его второго мандата истекает в марте 2001 года. Однако он намерен вновь выставить свою кандидатуру, поскольку законодательство Татарстана не предусматривает подобных ограничений. Торг продолжается. Кремль может дать разрешение на третий срок пребывания на посту президента автономной республики в обмен на новые финансовые соглашения и упорядочение работы местных избирательных комиссий.
Нехватка кадров
В ходе местных выборов очень часто имеют место массовые фальсификации результатов, поскольку губернаторы или президенты автономных республик контролируют деятельность избирательных комиссий, средства массовой информации и "административные ресурсы". Путину обо всем этом известно, ведь он сам добился блестящих результатов в регионах, где традиционно имеют место подтасовки результатов голосования - в Татарстане, Бурятии, Башкирии, Дагестане и Ингушетии. Именно с ними он сейчас ведет переговоры. Кроме того, губернаторы все еще в состоянии заблокировать или отложить голосование по бюджету, поставив, таким образом, на грань провала "умеренный либерализм" Владимира Путина.
Помимо законодательной сферы, "центр" вознамерился вмешаться в проведение местных выборов. До конца этого года в России пройдут выборы в 32 регионах. В результате этих выборов на одну треть будут обновлены исполнительные местные органы. "Мы испытываем жестокую нехватку кадров", - признает Сергей Шойгу, лидер президентской партии "Единство". Кремль решил подключить к борьбе за региональное лидерство военных или сотрудников ФСБ. Пять из семи уполномоченных президента в административных округах - выходцы из силовых ведомств. Эта новая волна привлечения сотрудников "органов безопасности" в очередной раз подчеркивает непрочность политической базы президента Путина.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях