Business Week | 20 октября 2006 г.
Лучшие бизнес-школы 2006 года
Редакция
Наше эксклюзивное исследование определяет рейтинг программ МВА путем измерения степени удовлетворения студентов и рекрутеров. Впервые Чикаго вырвался вперед
Прити Ганди вознаграждение нужно было побыстрее. Да, исследование новых онкологических препаратов в Pfizer Inc. было важным делом. Но она знала, что вывод нового препарата на рынок может занять больше десятилетия. И в 2002 году Ганди, тогда 26-летняя выпускница химического факультета Университета Огайо, начала планировать карьеру в бизнесе. Степень магистра бизнеса казалась логичным первым шагом, а бизнес-школа для людей с высшим образованием в Университете Чикаго, с ее нестандартной репутацией и преподавательским составом мирового класса, - хорошим вариантом.
Школа не разочаровала. Приехав, Ганди увидела новое здание, включающее в себя площадь в итальянском стиле, где студенты и преподаватели собираются и обмениваются идеями. А генератор в лице декана по имени Эдвард Шнайдер неутомимо придумывал способы поставить такую задачу, с какой они никогда не сталкивались. Одним из аспектов чикагской программы, который выше всего оценила Ганди, была предоставленная первокурсникам возможность посещать продвинутые курсы, позволяя менее опытным студентам вроде нее получать больше внимания на вводных занятиях. Ганди выбрала финансы, стратегию и маркетинг, что позволило ей подготовиться к летней стажировке в Abbott Laboratories.
Перед поступлением на чикагскую программу знания Ганди о финансах ограничивались сведением баланса в ее чековой книжке. К моменту окончания обучения она была настолько сведуща в тонкостях финансовой сферы, что получила соблазнительные предложения от компаний Abbott Labs, Deloitte Consulting и Washington Mutual. В конце концов она выбрала должность старшего финансового аналитика в Microsoft, где ее зарплата составляет примерно 100 тыс. долларов, вдвое больше того, что она получала в Pfizer. Ганди говорит: "Если я поступила как ученый и бросила работу в финансах ради технологической компании, это говорит само за себя".
Этим же отчасти объясняется, почему школа в Чикаго сделала скачок наверх в исследовании бизнес-школ 2006 года, которое BusinessWeek проводит раз в два года. Школа в Чикаго всегда занимала достойное место в рейтингах BusinessWeek, попадая в первую пятерку из полудюжины бизнес-школ каждый раз с начала составления рейтингов в 1988 году. В конце концов в бизнес-школе преподают лауреаты, среди которых обладатель гранта Макартура для "гениев" Кевин Мерфи и два нобелевских лауреата. Сеть ее выпускников включает в себя бывших генеральных директоров Goldman Sachs, Morgan Stanley и Merrill Lynch. Но ее репутация среди студентов всегда была неоднозначной: ее высоко ценили те, кто искал строгую аналитическую программу, и низко - те, кто искал акцента на командной работе. Реформы Шнайдера, включающие в себя еженедельные завтраки со студентами и совершенствование служб поддержки для них, похоже, многое изменили.
Перемены в Чикаго отражают общий пересмотр программ в бизнес-школах страны. На протяжении трех лет программам бизнес-школ досаждали уменьшение числа абитуриентов, рынок, прохладно встречающий талантливых выпускников МВА, и эпические приступы самокритичного анализа по поводу ценности этой степени. Критики в академических кругах и за их пределами называли стандартную программу бизнес-школы самой бесполезной и самой неправильной. Кадровые агентства, которые в другие времена с радостью выкладывали больше 100 тыс. долларов за одного из лучших выпускников бизнес-школы, стали проявлять беспокойство и говорили, что многим не хватает базовых навыков менеджмента. Само будущее степени было под сомнением, и многим школам пришлось теснее увязать свои программы с требованиями и сложностями реального мира.
Сегодня МВА на пути к выздоровлению. Да, спросу на степень далеко до пика 2002 года. Но после трехлетнего спада количество заявлений на дневное обучение в 2006 году резко выросло. В целом почти две трети школ, ответивших на вопросник Приемного совета на специальность "менеджмент", сообщили о росте, тогда как в 2005 году он составил лишь 21%. А магистры бизнеса получили крупные пакеты вознаграждений, невиданные со времен мыльного пузыря 1990-х годов. "Рынок рабочих мест для магистров бизнеса самый сильный за много лет, - говорит ведущий специалист по кадрам General Electric Co. Стив Кейнел. - Предложение невелико, и спрос идет вверх. Это специальность "экономика 101".
Программы, получившие высокие рейтинги в предыдущие годы, по-прежнему преобладают в верхней части списка. Школа Уартона в Университете Пенсильвании, поднявшаяся на одну строку (на 2-ю позицию), добилась этого за счет сильной обязательной программы и широкого ассортимента предметов по выбору, а также нетривиальными подходами к обучению. Например, одна программа обучает лидерству в процессе восхождения студентов на вулкан в Эквадоре. И хотя Школа менеджмента Келлога в Северо-западном университете потеряла первое место, которое занимала с 2002 года, она опустилась лишь на третью строчку. Студенты по-прежнему хвалят Келлог за строгих преподавателей, выдающийся студенческий совет и поддержку со стороны преподавателей и служб трудоустройства, которую один выпускник назвал "почти родительской".
Новое мышление деканов бизнес-школ тоже позволило некоторым программам поднять свои рейтинги. Ярчайший пример: Школа бизнеса Хааса Университета Калифорнии в Беркли, которая до сих пор ни разу не попадала в первую десятку. Хаас выстрелил на девять пунктов вверх, до 8-й позиции, обскакав таких неувядающих фаворитов, как Корнелл, Колумбия и Дартмут. Хорошее впечатление на студентов произвел маленький класс, исключительный преподавательский состав и университетская атмосфера. "Чего я искал в школе, так это настоящий учебный опыт, а не просто корочки, - говорит Андерс Гирстен, избравший банковскую карьеру. - Студенты приехали в Беркли, чтобы учиться и общаться".
Рекрутеры между тем были в восторге от качества степеней. Производитель программного обеспечения Adobe Systems Inc., в Сан-Хосе, Калифорния, в этом году нашел треть своих специалистов МВА в Хаасе. "Хаас выпускает очень сильных, предприимчивых мыслителей новаторского типа, - говорит Мишель Смит, менеджер Adobe по найму специалистов-выпускников университетов. - Они прекрасно вписываются в нашу культуру и умеют эффективно сотрудничать".
Достижения Беркли в этом году показывают, что, если речь идет о карьерных услугах, ключом является упорный труд небольшого штата. Несколько лет назад Хаас стал одной из первых бизнес-школ, направляющих "персональных менеджеров" работать напрямую с конкретными кадровыми агентствами. Одного отправили даже в Нью-Йорк, чтобы укрепить отношения Хааса с крупными компаниями финансовых услуг. Кроме того, рекрутеров, посещающих кампус, принимают по высшему разряду. Ланч проходит в школе, и декан Том Кэмпбелл часто заходит спросить, что в школе могло бы быть лучше. Разрешения на парковку для рекрутеров теперь выдают заранее, или же представитель школы встречает рекрутеров на обочине с разрешением в руке. Эбби Скотт, генеральный директор школы по карьерному обслуживанию специалистов МВА, говорит, что рекрутеры, начавшие было забывать Школу бизнеса Хааса, стали возвращаться.
Действительно, рекрутеры замечают перемены. Хью ДеШилдз, менеджер по поиску талантов для корпорации Safeway Inc, говорит, что ее персональный менеджер из Хааса помогла переписать объявления о вакансиях в Safeway, чтобы сделать их привлекательнее, и назвала студентов, которые могут подойти. "Она не была пассивной в том смысле, что не просто разместила наши объявления", - говорит ДеШилдз, которая в этом году сделала четыре из своих 11 предложений в Хаасе. - Она была на стороне нашего бизнеса".
Рынок талантливых специалистов МВА подчиняется тем же законам спроса и предложения, которые досаждают деловому миру. При экономическом хаосе после бума доткомов количество заявлений на обучение в бизнес-школах выросло, а два года спустя выпускники наводнили рынок, и предлагаемые зарплаты пошли вниз. Но экономика улучшилась, количество заявлений пошло на спад, и в результате в этом году на рынке оказалось меньше магистров бизнеса. А мы знаем, что это означает: конкуренцию за таланты и, конечно, чеки на более крупные суммы.
Предложения текут рекой, предоставляя выпускникам больше возможностей, чем когда-либо. В лучших 30 школах выпускники получили в среднем чуть больше двух предложений на человека, что на 20% больше, чем годом раньше. А количество студентов, не получивших к окончанию учебы серьезного предложения от работодателей, резко упало. Исследование, проведенное компанией WetFeet из Сан-Франциско, показало, что половина выпускников страны 2002 года в мае того же года еще искала работу. В этом году таких было лишь 14%.
У выпускников лучших школ, ответивших на наш вопросник, средняя зарплата за 2004 год выросла больше чем на 8 тыс. долларов, то есть на 9,7%, и составила 95 тыс. долларов. А типичный выпускник почти трети этих программ теперь получает чек с шестизначным числом. Совокупное вознаграждение, включающее в себя премии и другие выплаты, еще выше. На основе предварительных данных за 2006 год, полученных от школ, выпускники колледжа Бабсона, Университета Вандербильта и Университета Мичигана за 2004 год получили двузначные увеличения, а средний суммарный доход выпускника Мичигана подскочил до 130 тыс. долларов. Один выпускник Чикаго, опрошенный BusinessWeek, к окончанию обучения получил семь предложений и в конце концов выбрал работу аналитика в компании по управлению активами. По оценкам, его зарплата за первый год составила впечатляющие 195 тыс. долларов.
Специалисты по кадрам в условиях высокого спроса на талантливых магистров бизнеса вынуждены менять тактику. В кампусах стало больше рекрутеров, студенты получают больше предложений, и охотникам за талантами надо работать упорнее, чтобы выстоять. Поскольку новые специалисты в PricewaterhouseCoopers получают как минимум вдвое больше предложений, чем в прошлом году, PwC начала брендовую кампанию с целью сделать свое название бросающимся в глаза во всех кампусах. На рекрутинговых мероприятиях в кампусах JPMorgan Chase & Co., которая в этом году взяла на работу 85 магистров бизнеса, будет показывать выпускников, которые работают в компании и продвигаются по служебной лестнице. Мысль: компания ценит по заслугам, и хорошая работа вознаграждается. Уловка эффективна, но все равно борьба за лучших студентов создает очень сложную обстановку для рекрутинга, говорит рекрутер JPMorgan Даниела Доминик. "Это, безусловно, ощущается как лихорадка 2000 года, - говорит Доминик. - Просто у студентов больше выбор".
Хотя новость о рынке для талантливых магистров бизнеса хороша почти для всех, деканы и преподаватели бизнес-школ не стоят на месте. Многие предпринимают самые амбициозные в недавней истории реформы программ. Деканы всей страны поняли, что традиционные программы, жестко разделенные на дисциплины, уже не соответствуют "плоской" структуре, которая сегодня в моде у американских компаний. Более того, само управление стало еще сложнее. В любой отдельно взятый день руководители должны анализировать информацию из всех уголков планеты в режиме реального времени и координировать ресурсы через границы и часовые пояса.
Семь из 30 лучших программ планируют или проводят масштабную модернизацию учебных курсов, чтобы поставить на поток выпуск более компетентных специалистов. И как минимум столько же проводят инновации по окраинам, разрабатывая новые программы и курсы или перенося акценты. Изменения различаются по направлениям и масштабам, но у многих одна цель: производство выпускников, способных справиться с соперничающими приоритетами, с которыми менеджеры сталкиваются ежедневно, и осуществить план с небольшой помощью вышестоящих или без нее. Сегодня, говорят рекрутеры, многие выпускники, выращенные на скудной диете разбора засушенных примеров, не в состоянии принять решение о ценовой стратегии или маркетинговом подходе перед лицом неведомого - от реакции потребителей до цен на нефть. Хуже того: они не могут досконально выполнять решение, когда оно принято. Проведя два года в бизнес-школе, где они работали командами и ответственность лежала на всех вместе и ни на ком кокретно, они не имеют навыков лидерства и коммуникации, необходимых для осуществления проекта от начала до конца. Теоретически разрабатываемые сегодня новые программы создадут тех, кто будет сильнее в принятии решений, лучше в решении проблем, эффективнее в коммуникации, одним словом - лидеров.
Хотя такие модернизации происходят с некоторой регулярностью, особенно в школах низшего уровня, стремящихся к конкурентному преимуществу, сейчас прорыв возглавляют школы с высокими рейтингами. Нынешним летом магистратура школы бизнеса Стэнфордского университета, 6-я в рейтинге, отказалась от своей стандартизованной программы и вела новую модель, где акцент ставится на гибкость и требования заказчика. Предлагаемые курсы, приспособленные для индивидуального образования, для получения опыта работы и целей студентов, которые начнутся будущей осенью, потребуют от студентов изучать больше одной академической дисциплины или управленческой функции и развивать навыки критического мышления, которые понадобятся им для принятия решений, когда информация обрывочна, а риски высоки. Изучая предмет "критическое аналитическое мышление", студенты будут анализировать такие вопросы, как обязанности компаний перед обществом, и развивать коммуникативные навыки, необходимые для убеждения других в правильности своей позиции. "Это для нас огромная реформа программы, - говорит Гарт Салонер, профессор менеджмента, возглавлявший комитет, который предложил изменения. - Если есть возможность начать с чистого листа, то какую программу ввести, чтобы поставить студентов в наилучшее положение для руководства организациями? Именно это мы и хотим делать".
Центром новой программы Школы менеджмента Йельского университета, занимающего 19-ю позицию в рейтинге, является серия из восьми курсов, основанных на знаниях многих управленческих дисциплин, для решения неоднозначных задач. Один из примеров - это новый подход к отношениям с клиентом: от первого контакта компании с перспективным клиентом, обычно в ходе маркетинговой кампании, до последнего, когда компания уступает клиента конкуренту, и все, что стоит между этим, включая обслуживание клиента. Вместо того чтобы относиться к отношениям с клиентом как к проблеме маркетинга, как сегодня делается во многих программах МВА, Йельский университет будет рассматривать ее как бухгалтерскую проблему, экономическую проблему, проблему организационного дизайна, психологическую проблему - и маркетинговую проблему. Курс, объединяющий эти разбросанные подходы, может обсудить, как клиенты выбирают продукты, как перестроить саму организацию, чтобы обратная связь с клиентом отражалась в дизайне продукта. "Все бьются над тем, как привести управленческое образование в соответствие с требованиями менеджмента, - говорит декан Йельского университета Джоэль Подольны. - Все понимают, что нужны какие-то изменения стандартной программы". Аналогичные усилия предпринимаются в Мичигане, Университете Рочестера, Университете Северной Каролины, в Чапел-хилле, Нотр-даме и Келлоге.
Колумбия - 10-я позиция в рейтинге - предлагает новый курс по специальности МВА, который называется "программа социального интеллекта" и свободно заимствует из сборников деловых игр для менеджеров таких корпоративных гигантов, как General Electric и Goldman Sachs. Программа предлагает более дюжины видов деятельности, от мозгового штурма до составления учебного маркетингового плана, используя имеющиеся учебные команды, которые ведут уроки командной динамики. Она включает в себя также занятия по развитию навыков лидерства и семинары по управлению крупными организациями. "Развивая эти навыки лидерства, ты не работаешь с группой в 60-100 человек, - говорит Майкл Моррис, профессор менеджмента, который руководит новой программой. - Этому учишься, выполняя экспериментальные упражнения в малых группах и получая результаты, которые можешь интерпретировать с помощью тренера".
Конечно, возрождение специальности "магистр бизнеса" связано с превратностями экономики не меньше, чем с реформаторскими усилиями бизнес-школ страны. Но многие деканы рады, что "буря и натиск" последних лет заставила их задуматься о том, как производить лучших менеджеров. Они признают, что переоценка давно назрела и жизненно важна, если специальности "магистр бизнеса" суждено остаться нужной для нового поколения лидеров бизнеса.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях