The Times | 20 октября 2008 г.
Из-за падения цен на нефть "ось топлива" будет вынуждена менять политику
Джеймс Боун, Тони Хэлпин и Майкл Теодулу
По аналогии с "осью зла" авторы статьи в сегодняшней The Times называют Россию, Венесуэлу и Иран "осью топлива" - за то, что они поддерживают осетинских сепаратистов, левацкие движения во всем мире и исламистов на Ближнем Востоке. Как пишут журналисты издания, теперь этим странам придется урезать военные расходы и зарубежную помощь, не исключен и рост недовольства на внутренней арене.
Такая перспектива заставляет правительства этих стран нервно следить за ценой на нефть и ставит вопрос о работоспособности их нынешней экономической модели. По мнению аналитиков, указанные три страны наиболее уязвимы к падению цен на нефть - для сохранения баланса бюджета Ирану и Венесуэле нужны цены на нефть на уровне 95 долларов за баррель, для России этот показатель - 75 долларов, для Саудовской Аравии - 55.
Иран и Венесуэла, отмечают авторы статьи, особенно активно выступали за чрезвычайную сессию ОПЕК в следующую пятницу, где, как ожидается, будут снижены квоты на добычу нефти, чтобы цены вновь поднялись.
В статье отмечается, что для иранского президента Ахмадинежада экономика сейчас - "ахиллесова пята". Инфляция выросла до 29%, из-за массовых протестов ему пришлось отказаться от планов по введению 3% НДС. Более того, в следующем году в Иране состоятся президентские выборы. В Венесуэле также скоро пройдут муниципальные и всеобщие выборы. Ожидается, что президент Чавес пойдет на девальвацию валюты и повышение налогов. Пострадают и партнеры Венесуэлы: вероятно, сократятся военные расходы и помощь странам Карибского бассейна.
По мнению авторов статьи, Россия лучше других подготовилась к кризису: ко времени его начала она накопила третьи в мире золотовалютные запасы в размере 580 млрд долларов. Только за последние недели 32 млрд этих "нефтяных" денег ушло на поддержку национальной валюты и помощь банкам. Кремлю, видимо, придется использовать эти резервные фонды, чтобы заделывать "дыры" в экономике и в следующем году.
Президент Медведев, как пишет The Times, тем не менее, продолжает настаивать на модернизации армии, создании космического и ракетного "щитов" к 2020 году, а также на массированном производстве боевых кораблей и подлодок. И в то же время западные дипломаты уловили признаки изменения российской политики во время заседания Генассамблеи ООН в прошлом месяце - тогда Москва поддержала продление мандата НАТО в Афганистане и согласилась на проведение совещания по ядерной программе Ирана.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях