Time | 20 октября 2009 г.
Советские войска в Афганистане: дежавю Обамы?
Марк Томпсон
В 1987 году, через восемь лет после начала вторжения Красной армии в Афганистан, Москва столкнулась с теми же проблемами, с которыми сейчас имеет дело президент США Барак Обама, пишет Time.
Беседы советского руководства по Афганистану наводят на некоторые неприятные параллели, отмечает автор статьи Марк Томпсон.
Независимый Архив национальной безопасности при Университете Джорджа Вашингтона недавно перевел хроники дискуссий советского руководства, в основном из записей Анатолия Черняева, тогдашнего помощника Михаила Горбачева по иностранным делам. Высокопоставленный военный в письме министру обороны Дмитрию Язову за август 1987 года признает, что усилия последних восьми лет не привели к ожидаемым результатам. Огромные материальные ресурсы и значительные жертвы не дали позитивного конечного результата, пишет он. Между тем командующий сил НАТО в Афганистане Стэнли Маккристал недавно заметил, что "афганцы расстроены и измождены через восемь лет без свидетельств прогресса, который они ожидали".
Горбачев, пришедший к власти в 1985 году, через шесть лет после начала советского вторжения, был недоволен ситуацией, унаследованной от своих предшественников. Как и Обама: "На протяжении шести лет Афганистану отказывали в ресурсах, в которых он нуждался, из-за войны в Ираке", - заявил президент в марте с явным выпадом в сторону администрации Джорджа Буша.
Оказавшись у власти, Горбачев ощутил ту же потребность продемонстрировать свой характер, которую чувствует сейчас Обама. Поэтому он дал советским войскам последний шанс переломить ситуацию. "Во время первых полутора лет руководства Горбачева мы стали свидетелями новых, более агрессивных советских тактик, распространения войны в восточных провинциях, атак внутри Пакистана и более широкого использования авиации", - написал в своей автобиографии в 1996 году нынешний министр обороны США Роберт Гейтс, который был тогда вторым человеком в ЦРУ. Но ситуация не переломилась. В феврале 1988 года Горбачев, наконец, оставил попытки. Но он мог, по крайней мере, утешать себя мыслью, что вакуум, образовавшийся после вывода войск, не заполнится главным противником Москвы. США не направят в Афганистан вооруженные силы, если мы уйдем, заявил он своим коллегам по Политбюро.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях