Le Temps | 20 октября 2014 г.
В преступных архивах Башара Асада
Анжелик Мунье-Кюн
"Это - обустроенное и безликое офисное здание, похожее на тысячи других подобных в Европе, - повествует Анжелик Мунье-Кюн в швейцарском издании Le Temps. - Из соображений безопасности мы не можем уточнить, в каком городе оно расположено. В холле ничто не наводит на мысль, что в подвале, в неподписанных коробках хранятся папки с сотнями тысяч административных циркуляров, исходящих из сирийских военных, гражданских и политических госучреждений или секретных служб".
"В течение двух лет группа лиц, тайно ведущих расследование, рискует своей жизнью, чтобы собирать эти документы в государственных зданиях в Сирии и переправлять их в больших количествах за границу", - говорится в статье. Две дюжины людей погружены практически днем и ночью в эту кучу документов, которую они сортируют и анализируют.
"Комиссия по международному правосудию и ответственности (CIJA), созданная в 2011 году, подходит всерьез к секретности своей деятельности", - поясняет автор. НКО финансируется США, Великобританией, ЕС, Швецией и рядом других стран. "Ее миссия: собрать досье, снабженные максимальным количество доказательств, указывающих на ответственных в самых верхах государства за акты жестокости, совершенные на местах, - говорится в статье. - Досье, построенные таким образом, будут переданы "под ключ" в судебную инстанцию - о каком бы суде ни шла речь - когда начнется процесс по Сирии".
Инициатива создания организации принадлежит канадскому военному со стажем Биллу Вили. Идея родилась в связи с необходимостью объяснить сирийской оппозиции, "какие доказательства необходимо сохранять, чтобы на них построить обвинительное заключение", поясняет автору сам канадец. Примерно 50 боевиков со всех концов Сирии пересекли границу для участия в обучении на протяжении недели. "Начиная с 2012 года начала работать команда, занимающаяся расследованием, большая часть которой имеет юридическое образование", - отмечается в статье.
Сегодня эта команда насчитывает примерно двадцать человек, разбросанных по административным единицам Сирии и подчиняющихся Ибрагиму (псевдоним), адвокату и выходцу с юга страны, который встал на сторону революции, поясняет автор. "Как только мы узнаем, что бойцы из оппозиции начали операцию, нацеленную на захват очередного штаба, мы отправляемся туда, чтобы постараться защитить документы", - поясняют Ибрагим журналистке. Команда имеет дело только с умеренными боевиками, входящими в Свободную армию Сирии или другие движения.
До конца года организация должна завершить работу над двумя досье. "Одно из них регистрирует многочисленные тюрьмы во многих городах страны: оно проясняет властную иерархию в них и устанавливает ответственных за преступления, пытки, убийства и акты сексуального насилия, которые там совершаются, - поясняет автор. - Другое - скрупулезно разбирается в работе комитетов безопасности, в их структурах, начиная с высшего государственного уровня и кончая самым небольшим подразделением в одном из административных округов".
Однако пока не существует никакого судебного механизма, на рассмотрение которого могут быть представлены эти досье, пояснил автору Стивен Рапп, посол по особым поручениям Отдела уголовного правосудия Госдепартамента США. "Хуже того, чем дольше длится война в Сирии и чем мощнее становится ИГИЛ, тем больше необходимость правосудия отступает на второй план среди других приоритетов", - отмечает журналистка, ссылаясь на дипломата. "Ведутся разговоры о специальном суде, как это было в случае с Югославией, но это будет еще сложнее для Совета Безопасности ООН, чем передать дело в Международный уголовный суд", - считает Рапп. "Время придет. Вопрос: когда и где. Досье, подготовленные CIJA, уже начали отвечать на вопрос "как", столь же существенный", - отметил посол в интервью изданию.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях