The New York Times | 20 сентября 2005 г.
Российская нефть течет все медленнее
Эндрю Крамер
На протяжении пяти лет менеджеры богатейших в России нефтяных месторождений Западной Сибири ежегодно увеличивали добычу на 14%, преодолевая десятилетия советской запущенности: ремонтируя текущие трубы, меняя насосы, составляя качественные географические карты.
Но потом все кончилось. После того как "Юганскнефтегаз", главное производственное подразделение нефтяной компании ЮКОС, был фактически национализирован в декабре 2004 года, он, по прогнозу новых владельцев, будет добывать те же 385 млн баррелей, что и в 2004 году, хотя в 2005 году цены растут, а в поставках ощущается недостаток.
Месторождения находятся на пяти самых продуктивных резервах Западной Сибири. Государственная нефтегазовая компания "Роснефть" получила их в январе, когда власти взяли "Юганскнефтегаз" под контроль, формально в счет налогового долга в 28 млрд долларов корпорации ЮКОС, тогда - крупнейшей в России частной нефтяной компании.
Захват был воспринят как определяющий поворот в политике президента Владимира Путина, направленной на установление контроля над нефтью и газом, политике, которая привела к частичной ренационализации отрасли, одного из крупнейших в мире поставщика энергоносителей.
Прекращение роста на "Юганскнефтегазе", по мнению аналитиков и промышленников, является тревожным признаком неэффективного управления национализацией.
"Россия должна показать, что она не просто крупный партнер, но в перспективе - еще более крупный партнер, в частности для США", - заявил глава стратегического отдела "Альфа Банка" Кристофер Уифер.
Очередным признаком государственного влияния на нефтяную отрасль является то, что крупнейшие производители нефти в понедельник, на встрече с министром промышленности и энергетики Виктором Христенко согласились заморозить внутренние цены на бензин до конца года. Решение отражает прессинг, который испытывает правительство Путина из-за роста цен на бензин, выросших почти до 2,52 долларов за галлон (уровень, сравнимый с американским) вслед за ростом цен на нефть. В одном из сибирских регионов прошла акция протеста фермеров.
Установление потолка цен на бензин совпадает с задачей правительства нравиться публике, а не нефтяным компаниям, стремящимся к максимальной прибыли.
Проблемы в "Юганскнефтегазе" начались на фоне того, что контролируемый государством энергетический гигант "Газпром" обдумывает покупку "Сибнефти", пятого по величине российского производителя с уровнем добычи более 900 тыс. баррелей в день, у Романа Абрамовича, российского магната, перебазировавшегося в Лондон. Сделка будет означать контроль Кремля над четвертью российского производства нефти.
"Роснефть" связывает остановку роста производства на "Юганскнефтегазе" с нестабильностью в период смены владельца и неэффективным управлением во времена ЮКОСа. По мнению "Роснефти", замедление является также результатом малой мощности трубопроводов и высоких налогов в отрасли.
Вне зависимости от причин это ставит под угрозу попытки России превратить свои нефтяные компании в крупных производителей мирового уровня. Это превращение зависит от их способности поставлять энергоносители в соответствии с графиком.
По прогнозам, в текущем году рост производства составит 3%, тогда как в предыдущие пять лет он достигал в среднем 7,8%. Он останется на этом уровне до тех пор, пока Россия не построит новые трубопроводы, отметил Уифер.
Ставки высоки. По некоторым оценкам, Россия является вторым крупнейшим экспортером нефти после Саудовской Аравии. По прогнозам министерства энергетики, экспорт сырца может вырасти до 5,5 млн баррелей в день, по сравнению с 5,14 млн в 2004 году, и достичь 6,2 млн баррелей в день к 2015 году.
Сегодня российская нефть экспортируется главным образом в Европу. Но ожидается, что к 2010 году Россия начнет экспортировать нефть в США напрямую. Нефть с морских месторождений Сахалина может доставляться на Западное побережье, а нефть и газ из Арктики - на Восточное побережье.
Потенциал России как экспортера энергоносителей был темой, которую Путин поднял на совместной с президентом Бушем пресс-конференции в Вашингтоне в пятницу. Путин заявил, что Россия видит огромные возможности для расширения экономического сотрудничества в энергетической сфере. Он добавил, что они с Бушем детально обсудили этот вопрос.
Но уверенность экспертов в том, что Россия растет, зависит от ее способности увеличить производство и эффективность.
"Когда вор крадет у вас машину, он не сразу понимает, как ею управлять, - заявил пресс-секретарь ЮКОСа Александр Шадрин. - "Роснефть" украла наши активы. Пока она не поймет, как ими управлять, будут проблемы".
Политическое вмешательство в дела нефтяных компаний может затормозить рост производства, так как национализированные компании превращаются в инструменты финансовой поддержки и коррупции, отметил Шадрин.
Пресс-секретарь "Газпрома" Сергей Куприянов отверг обвинения в неэффективности. Он заявил, что компания планирует поощрять менеджеров фондовыми опционами. По его словам, такая практика, а также снятие ограничений на приобретение акций "Газпрома" иностранцами, которое ожидается в начале будущего года, улучшит корпоративное управление.
"Роснефть" обвинила в остановке роста добычи "Юганскнефтегаза" плохое обслуживание оборудования во времена ЮКОСа. Она заявила, что ЮКОС нанес ущерб месторождениям вследствие чрезмерной добычи, и в этом году она снизила добычу, чтобы урегулировать проблемы. "Роснефть" отказалась пояснить, какого рода ущерб нанесен месторождениям.
Карл Грейнджер, инженер-нефтяник из Хьюстона, работавший на месторождениях в 2002 году по контракту с ЮКОСом, представляет ситуацию иначе. При ЮКОСе, сказал он, инженеры наращивали производство, заменяя помпы советского производства, ужесточая контроль и чистя старые скважины, при необходимости тратя деньги на закупку импортного оборудования. Подразделение также разрабатывало новые месторождения.
"Потенциал был невероятно высоким по сравнению с тем, что делалось раньше, - сказал Грейнджер. - В Западной Сибири есть еще тысячи таких же скважин".
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях