Die Zeit | 20 сентября 2012 г.
Дебаты о религии: пожалуйста, больше уважения!
Людвиг Гревен
"Религия в Германии стала инородным телом. На востоке страны какой-либо Церкви принадлежит ничтожное количество людей. На западе какой-либо веры также придерживается меньшинство. Скандал о совращении малолетних в христианских учреждениях и нереалистичная позиция Церкви, в первую очередь Католической, по многим вопросам внесли свой вклад в отчуждение от религии общества, на которое христианство в свое время оказало решающее влияние", - пишет Людивг Гревен в Die Zeit.
"Тем сложнее большинству воспринимать тех, кто до сих пор привержен Богу - Аллаху или Яхве - и не скрывает этого", - продолжает автор. По его словам, это недоумение проявилось в дебатах об обрезании или в недоуменной реакции Запада на приговор Pussy Riot за провокативный протест в церкви, который в Германии заставил бы даже христиан всего лишь неодобрительно покачать головой, а в России вызывает одобрение большинства. То же, продолжает Гревен, проявляется в живой дискуссии о запрете "антимусульманского видео, созданного ненавистником ислама".
"Свобода мнений, которой некоторые сейчас размахивают так же, как раньше - правом детей на физическую неприкосновенность и свободой художественного самовыражения в России, имеет ограничения. Даже в нашем плюралистическом обществе и в либеральном правовом государстве. Свобода мнений, например, кончается на оскорблениях других. Свобода художественного самовыражения - на недопустимом оскорблении чувств и нарушении прав. А защиту детей надо уравновешивать со свободой вероисповедания и родительскими правами", - рассуждает автор.
"Только человеческое достоинство неприкосновенно. В том числе и достоинство миллионов мусульман", - продолжает он.
"Когда сегодня призывают к толерантности, это, как правило, выражает мнение одной группы о том, что другая группа должна подчиниться ее взглядам. Например, мнению, что религия устарела и противоречит здравому смыслу. Истинная толерантность означает великодушие даже по отношению к тем, кто сам ее не проявляет - пока это не нарушает свобод", - рассуждает автор.
"Сила просвещенного общества может заключаться именно в том, чтобы обращаться с допросвещенческими установками стран переходного периода, например, в арабском и исламском мире, уверенно, но не твердолобо. А также избегать ненужных провокаций и предотвращать их", - продолжает он.
Так и в Германии, пишет он, свобода общества могла бы проявиться не в том, чтобы настаивать на неограниченном обращении фильма, "недостойного упоминания", а в том, чтобы "в полном сознании своей силы и с учетом других интересов, достойных защиты" предпочесть проявить уважение к религиозным чувствам. "Это было бы гораздо полезнее для установления мира между верующими и неверующими, чем протесты перед залом, где проходит показ фильма, устроенный правыми провокаторами", - заявляет он.
"Провокации и даже богохульство имеют право на существование, когда они несут просвещающее воздействие. Если они нацелены только на оскорбление других, то свобода мнений на этом достигает своих границ", - подытоживает автор.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
