InoPressa: тема дня | 20 сентября 2017 г.
Что понял мир о "доктрине Трампа" после речи в ООН?
Обзор прессы
"Доктрина Трампа" - незрелая концепция, но зато он не списывает со счетов ООН, радуется The Times. Угрозы северокорейскому "ракетчику" отчасти адресовались Пекину и напугали Сеул и Токио. Представление Трампа об Америке, менее активной за границей (если опустить апокалиптические заявления) и более терпимой, убирает препятствия на пути агрессивной России, пишет The Daily Beast.
Президент США Трамп мягко упрекнул ООН в бюрократических крайностях, но в основном восхвалял ее идеалы и нового генсека Антониу Гутерреша, пишет The Times в редакционном комментарии по поводу выступления Трампа во вторник на заседании Генассамблеи ООН. Газета полагает: он намеревался "нанести резкий словесный залп, а также "убедить международное сообщество, что "внешнеполитическая доктрина Трампа" действительно существует", и предостеречь Пхеньян, что обострение конфронтации чревато уничтожением Северной Кореи.
По мнению The Times, "доктрина Трампа" - в лучшем случае незаконченная концепция, но второй цели Трамп добился. Вдобавок Трамп продемонстрировал, что, вопреки ожиданиям, "он готов взаимодействовать с ООН".
Когда Трамп провозгласил лозунг "Америка прежде всего", возникли опасения, что он поведет США к изоляции. Во вторник он вернулся к этому лозунгу, рекомендовав каждому государству позаимствовать его и подогнать под свои цели. С точки зрения американских союзников, это шаг вперед, говорится в статье.
"На первый взгляд угроза Трампа "полностью уничтожить" Северную Корею направлена прямо в Ким Чен Ына и окружающую его, как выразился американский президент, чокнутую и беспечную "банду преступников", - рассуждает Том Филлипс, обозреватель The Guardian.
"Ракетчик избрал суицидальную миссию для себя и своего режима", - заявил Трамп в ходе "своего воинственного дебюта на Генассамблее ООН", пишет автор. Но "некоторые эксперты подозревают, что подстрекательский ультиматум Трампа был на самом деле адресован китайскому президенту Си Цзиньпину, помощь которого он пытается получить в рамках крестового похода против "порочного" режима Кима".
Бонни Глейсер из Центра стратегических и международных исследований полагает, что Трамп думает: "Если он будет очень, очень жестким, то сумеет каким-то образом убедить другие страны предпринимать больше усилий против Северной Кореи". По словам Глейсер, трудно понять, как такие угрозы могут изменить расчеты Пекина. Однако послание к Си ясно: "Если вы, ребята, не сделаете больше и не прекратите поставки нефти, мы нанесем удар",
Если бы удалось убедить Си прекратить поставки сырой нефти в Северную Корею, "этот решительный шаг мог бы в конце концов обрушить режим Кима", говорится в статье.
Мнения китайских комментаторов о том, сработает ли гамбит Трампа, разделились.
Ши Иньхун, эксперт из Китайского народного университета в Пекине, сказал: "Он хочет запугать Северную Корею и надавить на Китай. Он хочет показать, что он мужчина и все должны его бояться. Но в последние месяцы стало совершенно ясно, что Ким Чен Ын его не боится. Напротив, военная угроза побудит Кима еще сильнее сосредоточиться на разработке ракет".
Однако Шэнь Динли из Фуданьского университета в Шанхае "более сочувственно" отнесся к стратегии Трампа. "Каждый раз, когда он угрожал Китаю, Китай шел на уступки, потому что Китай хочет защитить свою торговлю в США", - указал эксперт.
"Похоже, очередной выпад президента Трампа против Северной Кореи огорошил ближайших американских союзников в Азии", - пишет The Washington Post. Авторы статьи сообщают, что в речи в ООН Трамп пригрозил не только принять меры против режима Ким Чен Ына, но и уничтожить целую страну с 25-миллионным населением.
Трамп презрительно назвал Кима "ракетчиком" и заявил, что, если понадобится защитить союзников, США "полностью уничтожат Северную Корею".
"Эти союзники - Япония и Южная Корея - ничего не сказали об угрозе Трампа вести войну по соседству с ними, а Китай и Россия предостерегли, что Трамп рискует подогреть напряженность", - комментирует издание.
Американец Джон Делури, преподаватель из Сеула, заметил: "Здесь возникли неподдельные опасения: администрация Трампа это всерьез задумала? Она втянет нас в войну, которой мы избегали с 1953 года?"
Нарусиге Мичисита (National Graduate Institute for Policy Studies, Токио) замечает: "Применение массированных сил спровоцирует колоссальные разрушения в Южной Корее, но Япония тоже может пострадать".
А что думают в Китае? "Китай не хочет видеть войну или хаос в Северной Корее, - заявил Цуй Чжиин (университет Тунцзи, Шанхай). - Если бы США применили военную силу, Китай был бы вынужден среагировать потому, что это происходит прямо у его дверей".
"Ведущие представители внешнеполитического истеблишмента России сказали, что заявления Трампа отражают его неопытность и потенциально опасны для союзников США", - передают также журналисты, опираясь на высказывания сенаторов Андрея Климова и Константина Косачева.
"Трамп использует аргументы Путина, чтобы разрушить мир", - утверждает обозреватель The Daily Beast Спенсер Экерман.
"Этот лидер вышел на трибуну Генеральной Ассамблеи ООН (...) и выступил с твердой защитой принципа национального суверенитета", - пишет Экерман.
"Ведь что такое государственный суверенитет, о котором здесь уже коллеги говорили? Это прежде всего вопрос свободы, свободного выбора своей судьбы для каждого человека, для народа, для государства", - сказал он, критикуя, по его мнению, лицемерие тех, кто стремится нарушать суверенитет во имя прекращения массовых убийств.
"Агрессивное внешнее вмешательство, - продолжал он, - привело к тому, что вместо реформ государственные институты да и сам уклад жизни были просто бесцеремонно разрушены. Вместо торжества демократии и прогресса - насилие, нищета, социальная катастрофа...".
Этим лидером был не Дональд Трамп во вторник, а Владимир Путин в 2015 году, пишет Экерман. Какая бы связь между Путиным и Трампом ни существовала, свидетельства о совпадении их взглядов на международные отношения были вчера в ООН очевиднее, чем когда-либо, на фоне агрессивно повторяемой Трампом мантры о "суверенитете, безопасности и процветании" как пути к миру во всем мире.
Трамп замял критику в отношении России, совершив невнятный выпад против нарушений суверенитета "от Украины до Южно-Китайского моря", что было скорее камнем в огород Китая, говорится в статье.
"Обычно воинственные тирады, произнесенные мировыми лидерами в ООН, исходили от противников Америки и тех, кто стремился подорвать существующий миропорядок", - отмечает автор, упоминая выступления Никиты Хрущева, Ясира Арафата и Муаммара Каддафи. "Но Трамп четко дал понять, что в его президентский срок агрессивные тирады и защита безнаказанности будут исходить от США", - говорится в статье.
На взгляд Экермана, "основным бенефициаром выступления" Трампа стал Путин: сказанное Трампом подрывает "то, что остается моральным статусом Америки". "Представление Трампа об Америке, которая менее активна за границей (если опустить апокалиптические заявления) и более терпима, убирает препятствия с пути возрождающейся, агрессивной России. Сохраняется иранский тест - предмет расхождения между Москвой и Вашингтоном. Но в остальном Путин может одобрить трамповскую кальку и поаплодировать, как это переведено на английский язык", - заключает автор.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях