Focus | 21 августа 2008 г.
Несколько версий кавказской войны
Борис Райтшустер
Москва и Тбилиси перекладывают друг на друга вину за войну на Кавказе. Кто из них лжет, а кто говорит правду? Журналистское расследование, произведенное на местах, принесло удивительные результаты
На рассвете внезапно загромыхала грузинская артиллерия; грузинские войска вступили в столицу Южной Осетии Цхинвали, погибло 2000 мирных граждан. Затем на помощь собственным миротворцам и простым гражданам пришли российские военные. Такова московская версия событий 8 августа, которые привели к войне на Кавказе.
Версия противной стороны в Тбилиси звучит совсем по-другому: в течение нескольких дней Южная Осетия обстреливала соседние грузинские деревни из артиллерийских орудий. В ночь на 8 августа обстрел заметно усилился, одновременно через Рокский туннель - единственную нормальную проезжую трассу, ведущую в Грузию - русские перебросили массу своих войск. О том, что происходило дальше, данные разнятся даже в Тбилиси. Кто-то говорит о наступлении, начатом Грузией, кто-то - о нападении Южной Осетии.
Многочисленные беседы на местах с политиками, жертвами войны и ее солдатами рисуют в итоге несколько иную картину. Все очевидцы без исключения подтверждают, что в течение нескольких дней, предшествовавших 8 августа, в регионе велся интенсивный артиллерийский огонь. Кто его начал, понять уже невозможно. Вашингтон тоже блуждает в потемках, поскольку, как стало известно из надежного источника, до 8 августа разведывательные инструменты США, прежде всего спутники, использовались для наблюдения за событиями в Ираке и Афганистане. Обострение конфликта стало для Вашингтона таким же сюрпризом, как и для остальной мировой общественности.
Русские сконцентрировали войска заранее
По информации российских военных, находящихся в очаге кризиса, Москва стянула свои войска в регион до 8 августа. Так, один контрактник рассказывал, что за три дня до этого срока его подразделение перебазировалось из чеченского Шали на границу с Южной Осетией. Грузинские солдаты единогласно утверждают, что приказ, поступивший в ночь на 8 августа, об их спешной отправке из глубокого тыла на фронт, оказался для них сюрпризом.
Конфликты, тлеющие в регионе вот уже почти два десятка лет, заметно обострились с тех пор, как в феврале Запад признал независимость Косово и на апрельском саммите НАТО в Бухаресте отказал грузинам в конкретном плане по приему их страны в альянс. Начальник российского Генерального штаба угрожал "военными акциями по защите наших интересов вблизи границы". В мае российские военные восстановили нарушенное железнодорожное сообщение с мятежной грузинской республикой Абхазией. Согласно независимым источникам информации, Кремль усиленно стягивал свои войска в кризисный регион.
Обе стороны взяли курс на эскалацию
Тбилиси насторожился и, со своей стороны, тоже стянул войска в кризисный регион. Грузинский президент Михаил Саакашвили, чья репутация внутри страны сильно подорвана, как и находящийся по другую сторону Кавказского хребта Владимир Путин, постоянно фиксированный на силе, очевидно исходил из того, что он не может позволить себе проявить слабость. Обе стороны взяли курс на эскалацию. Ситуация в регионе была настолько взрывоопасной, что хватило одной искры, чтобы разгорелось пламя.
"Саакашвили попал в ловушку"
После длительного хождения вокруг да около глава Совета безопасности Грузии Александр Ломая, один из тех, кто принимает решения, в беседе с корреспондентом FOCUS Online ответил на вопрос, не Грузия ли начала эту войну. "Если начать войну - это встать на защиту от огня собственного безоружного населения, обороняться от вторжения чужих войск на свою территорию, то эту войну начали мы".
"Было безумием отдавать приказ об атаке"
Многие влиятельные политики в Тбилиси, которые официально поддерживают президента Саакашвили, в частных беседах резко критикуют его за военную акцию. "Было безумием отдавать приказ об атаке, - говорит один высокопоставленный депутат. - Кремль устроил провокацию, а наш президент на нее купился и попал в ловушку. Он едва ли мог сослужить Путину большую службу". Многое говорит за то, что Саакашвили хотел внезапным ударом захватить Рокский туннель и тем самым отрезать Южную Осетию от подпитки из России.
Независимый иностранный свидетель рассказывает, что 7 и 8 августа в течение 18 часов грузины без разбора вели усиленный артиллерийский обстрел по столице Южной Осетии Цхинвали. Другие очевидцы утверждают, что 8 августа грузинские войска неожиданно смогли войти в Цхинвали без существенного сопротивления со стороны противника. Солдаты начали понимать, что могут угодить в ловушку, лишь когда противная сторона начала усиленно обстреливать город.
Обе стороны как минимум смирились с жертвами среди мирного населения
Обстрел города продолжался два дня. В субботу 9 августа русские сообщили о взятии Цхинвали - и еще раз 11 августа. Грузинские солдаты говорят, что они несколько раз отступали и снова возвращались. Многие жители целые дни просидели в подвалах. Они в один голос твердят, что наряду с сильным обстрелом город постоянно бомбила авиация. При всем том, с учетом полного российского контроля над воздушным пространством, это могли быть только российские бомбардировщики. Таким образом напрашивается подозрение, что обе стороны как минимум смирились с жертвами среди мирного населения. Уже за несколько дней до начала войны Южная Осетия эвакуировала в Россию женщин и детей. Поэтому цифра убитых - примерно 1500 человек - кажется сомнительной; в среду российские следователи говорили о 133 жертвах, на данный момент идентифицированных, но упоминали при этом о наличии еще не исследованных могил.
"Если бы Путин отдал приказ своим войскам остановиться после того, как они заняли Южную Осетию, то в глазах мирового сообщества он вышел бы из этой войны победителем", - полагает один высокопоставленный грузинский политик. Однако российские самолеты бомбят цели в глубине грузинской территории. В понедельник, 11 августа, появились первые сообщения, утверждавшие, что российские солдаты продвигаются к Гори, городу в центральной части Грузии. Чуть позже город был занят. Война давно закончилась, достигнута договоренность о приостановке военных действий, но российские солдаты движутся дальше.
Банды мародеров и сомнительная тактика
Доверие вызывают рассказы грузинских беженцев из южноосетинских деревень о бомбардировках жилых домов, мародерстве, насилии и этнических чистках. По их словам, сотрудники российского министерства по чрезвычайным ситуациям вывозили этнических грузин из региона автобусами. По многочисленным сообщениям, российские солдаты ведут себя в отношении мирного населения корректно. Однако банды мародеров, преимущественно из Южной Осетии, действуют, очевидно, совершенно беспрепятственно. Как утверждают свидетели, мирное население против них беззащитно.
Уже в течение нескольких дней российские войска контролируют значительную территорию Центральной Грузии, этим Москва нарушает официальное обещание о выводе войск. Очевидно, уже на этой неделе российские вооруженные силы взорвали ряд стратегически важных целей и военных объектов; до сих пор они не пускают грузинскую полицию в занятые ими области, однако сами ничего для поддержания общественного порядка не предпринимают, хотя и обязаны это делать как оккупанты.
Действия Москвы в двух плоскостях могут ударить по ней бумерангом
Совершенно очевидно, что Москва преследует в основном две цели, с одной стороны - в значительной степени разрушить инфраструктуру Грузии и блокировать связь между западной и восточной частями страны, которая жизненно необходима для системы логистики небольшого государства. С другой стороны, Москва, очевидно, хочет разжечь среди населения волнения и недовольство с целью вызвать восстание против нелюбимого в Москве Саакашвили, следствием которого станет его свержение.
При этом все говорит за то, что оценка положения Москвой, как когда-то во время революции на Украине, ошибочна. Как бы ни было велико недовольство Михаилом Саакашвили накануне российского нападения, но, как говорит бывший президент Грузии Эдуард Шеварднадзе: "Чем сильнее Россия добивается смещения Саакашвили, тем сильнее будет расти его авторитет - такова природа грузин". Сегодня даже закоренелые противники Саакашвили соревнуются в похвалах главе государства.
В краткосрочном плане война придала Саакашвили новые силы. Но в долгосрочной перспективе он, пожалуй, окажется у разбитого корыта. И без того испорченный на Западе имидж Путина вследствие конфликта пострадает еще сильнее, вторжение в Грузию - это момент переломный. Оно принесло ему очки в России, где он вновь показал себя сильным человеком. В краткосрочном плане война поможет ему и в отношениях с соседними странами, бывшими советскими республиками, которые теперь еще с большей опаской смотрят в сторону Москвы, а их решимость спорить с ней еще более сокращается. Однако в долгосрочной перспективе при помощи кнута Кремль вряд ли сможет превратить своих соседей в настоящих партнеров. А с точки зрения внутренней политики военная риторика и российская привычка чувствовать себя в окружении только замедлят столь необходимые реформы. Однако главные проигравшие - это люди, которые потеряли жизнь или здоровье, и более сотни тысяч беженцев.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях