InoPressa: тема дня | 21 августа 2014 г.
Убийство Джеймса Фоули повышает ставки в борьбе против ИГИЛ и его "Экстремистана"
Обзор прессы
После зверского убийства американского журналиста США, скорее всего, расширят поддержку с воздуха курдских военизированных формирований в Ираке. Но ИГИЛ адаптируется к воздушным ударам, указывают эксперты. Чтобы разбить экстремистов, понадобятся годы. Важно также предложить "организованную политическую альтернативу ИГИЛ", пишут СМИ.
Английский джихадист, обезглавивший американского журналиста Джеймса Фоули, считается лидером группы британских боевиков, которые удерживают иностранных заложников в Сирии, утверждает The Guardian. Как сообщил газете один из бывших заложников, это главарь троих британских джихадистов в Ракке, одном из оплотов ИГИЛ в Сирии.
"Боевик, запечатленный на видеозаписи с Фоули, называл себя "Джон"; считается, что он из Лондона. Говорят, что в начале года он был основным переговорщиком повстанцев на переговорах об освобождении 11 заложников ИГИЛ. Эти люди в итоге были переданы властям Турции после выполнения требований о выкупе", - говорится в статье.
Неназванный экс-заложник сообщил газете, что британец, который казнил Фоули, "умен, образован, истово верует в учение радикального ислама
Питер Ньюменн, директор International Centre for the Study of Radicalisation, говорит, что англоязычного боевика выбрали намеренно: "Это важно, так как знаменует поворот к угрозам в адрес Запада. Они говорят: будете нас бомбить, мы доберемся до вас".
По данным спецслужб, в Сирии и Ираке в рядах боевиков воюют предположительно 500 британцев, до 700 французских и до 500 бельгийских граждан, сообщают корреспонденты.
Жестокое убийство Джеймса Фоули во вторник подняло ставки в борьбе международного сообщества с распространением действий ИГИЛ, пишут корреспонденты The Financial Times.
Эта казнь демонстрирует, что недавние воздушные удары США, которые способствовал тому, что курдские военизированные формирования пешмерга отбили стратегически важную Мосульскую дамбу, оказались достаточно значимыми, чтобы вызвать агрессивную реакцию. После убийства Фоули США, скорее всего, вновь расширят поддержку с воздуха подобных военных действий, говорится в статье.
"Я полагаю, что ИГИЛ проиграет, но это не произойдет легко и быстро. Это займет годы, а не месяцы", - утверждает Фаваз Гергес, эксперт по исламскому экстремизму Лондонской школы экономики.
"В военном отношении США не желают участвовать в этом, но, скорее всего, ЦРУ со временем начнет играть гораздо большую роль. Оно будет стремиться уничтожить руководство ИГИЛ, как это было сделано с "Аль-Каидой в Ираке", - предполагает Афзал Ашраф, бывший британский дипломат в Ираке.
"ИГИЛ быстро адаптируется. Они привыкнут к воздушным ударам, - считает Шашанк Джоши, эксперт по экстремизму в Королевском объединенном институте оборонных исследований (Великобритания). - Чем дольше это будет продолжаться, тем сложнее будет до них добраться или избежать жертв среди мирных жителей".
Осуществлять операции только с воздуха, видимо, будет невозможно, делают вывод авторы статьи. Например, в Мосуле и Эль-Фаллудже в Ираке и в Ракке в Сирии ИГИЛ глубоко проникло в городскую и общественную структуры. Чтобы избавиться от этих городских центров ИГИЛ, потребуются десятки тысяч "солдат на местах", говорится в статье.
Хотя ситуация на Ближнем Востоке ухудшается и становится все более запутанной, есть проблески надежды, считает обозреватель Foreign Policy Дэвид Дж.Роткопф.
О некоторых проблесках говорил в беседе с автором Нассер Джуде, глава МИД Иордании. Он назвал формирование нового правительства Ирака "шагом в правильную сторону", так как оно пытается решить вопрос с инклюзивностью в госуправлении.
Кроме того, Джуде и король Иордании Абдулла смотрят на ситуацию в стратегическом контексте.
Джуде говорил о неоднородности Сирии и Ирака. "В Сирии с севера, вдоль побережья Средиземного моря и до самого юга, находится то, что можно назвать "Режимстан". Эта территория контролируется Асадом и простирается до Голанских высот. На северо-востоке - район, подконтрольный курдам, Курдистан. А на юге - "Суннитостан", который сам расколот, его часть на востоке и юго-востоке контролируют боевики, это можно назвать "Экстремистан", - говорит он.
По словам Джуде, в Ираке похожие различия: "От Багдада к югу до Персидского залива - Шиитстан. На севере - Курдистан. А остальная территория - расколотый Суннитостан с Экстремистаном, подконтрольным ИГИЛ, на северо-западе и западе, он тянется от Мосула вглубь Сирии".
Эта раздробленность позволяет яснее видеть, кто есть кто, какие альянсы возможны и откуда исходят главные вызовы, считает автор.
"К примеру, налицо сотрудничество США с курдами и тот факт, что Багдад осознает: чтобы разбить ИГИЛ, понадобятся определенные уступки курдам. Еще важнее понимание того, что суннитские области не монолитны, пока что Экстремистан - только одна из их частей", - говорится в статье. Итак, важно не только разбить экстремистов, но и предложить "организованную политическую альтернативу ИГИЛ в пределах Суннитстана", говорится в статье. Иордания предпринимает определенные шаги в этом направлении.
Автор перечисляет еще несколько благоприятных, на его взгляд, моментов. США еще недавно остерегались активно участвовать в борьбе с угрозой экстремизма в регионе, но теперь вступили в битву с ИГИЛ, а также стали активнее поддерживать курдов и другие группы, просившие увеличить военную помощь.
"И наконец - событие примечательное, пока не документированное и не до конца осмысленное - миссию против ИГИЛ осуществляет, так сказать, "Альянс, Чье Имя Нельзя Называть", - говорится в статье. - Он объединяет на условиях скоординированности самых неожиданных партнеров: это США, курды, иракский режим, Иран, Россия, отчасти НАТО и режим Асада". Опасность ИГИЛ осознают Китай, Индия и страны ЕС, отмечает автор.
"Иракские чиновники четко дали понять своим американским коллегам, что Багдад готов позволить боевым самолетам США действовать с баз ВВС в Ираке. Однако администрацию Обамы, по крайней мере пока, это не заинтересовало", - передают журналисты Foreign Policy.
Ранее Обама неоднократно заявлял, что стартовавшая 8 августа военно-воздушная кампания будет ограничена по масштабам и срокам. Однако с учетом сложившейся ситуации ключевые союзники США просят Вашингтон нарастить вмешательство.
Администрации преподносила публике эту военную кампанию как направленную на смягчение гуманитарного кризиса и защиту находящихся в Ираке американских военнослужащих. Новые атаки, имеющие мишенью непосредственно ИГИЛ, ставят вопрос, не выходит ли миссия за пределы заявленных целей и задач, говорится в статье.
По словам Дэвида Килкаллена, старшего советника бывшего командующего войсками коалиции в Ираке Дэвида Петрэуса, размещение самолетов в Ираке может кардинально изменить ход кампании: "Если бы у нас были базы [в Ираке], можно было бы оставаться в воздухе больше 45 минут за вылет и вести патрулирование над различными городами Ирака".
Германия анализирует возможность поставки военной помощи курдам, обороняющимся на севере Ирака от боевиков из радикальной группировки "Исламское государство" (ИГИЛ), и министр обороны ФРГ Урсула фон дер Ляйен видит в этом перелом во внешней политике и политике безопасности Германии, сообщает Die Zeit. Надо "отодвинуть все табу в сторону и начать открытую дискуссию", заявила министр.
Каждый "человек видит, что сотням тысяч людей в Ираке угрожает не только голодная смерть, но и расправа со стороны радикалов". Также политик обратила внимание на возросшее число джихадистов из европейских стран, которые "возвращаются назад с боевым опытом и привносят вражду и насилие".
Помимо этого, добавляет Die Zeit, фон дер Ляйен не исключила возможности отправки военной помощи на Украину. "Однако главное при этом - избежать автоматизма. Каждое решение о немецком участии будет приниматься в отдельном порядке", - подчеркнула министр.
"Борьба с ИГИЛ требует глобальной стратегии" - так озаглавлена большая аналитическая статья обозревателя Le Figaro Изабель Лассер.
В Париже всегда считали, что внезапный отказ Барака Обамы от операции в Сирии помог укреплению Асада и подпитал радикальную оппозицию. Варварское убийство американского журналиста Джеймса Фоули стало жестоким напоминанием: судьбы Ирака и Сирии, двух колыбелей партии "Баас", в которых авторитаризм и клановость режимов привели к росту экстремизма, слиты воедино из-за джихадизма", говорится в статье.
"Закрепившись в Леванте, одерживая верх в Ираке и Сирии, ИГИЛ разметал традиционные границы. Оказавшиеся под его контролем, регионы теперь представляют собой "сообщающиеся сосуды", - подчеркивает автор.
В Вашингтоне видят решение в том, чтобы, навязав Багдаду нового премьера, со временем переманить на свою сторону суннитские племена. "Начатая в 2001 году борьба с талибами в Афганистане провалилась во многом потому, что роль соседнего подпитывавшего повстанцев Пакистана всегда была недооценена. Однако Запад, похоже, с начала лета выпустил сирийский компонент джихадистской проблемы из поля зрения", - указывает журналистка.
"Одно ясно совершенно точно: борьба с ИГИЛ требует глобальной стратегии, - пишет Лассер, призывая "использовать единодушный настрой мирового сообщества против джихадистов в Ираке, чтобы навязать аналогичный подход - в том числе и государствам региона - к соседней Сирии. "В противном случае гангрена может перекинуться на другие страны".
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях