Financial Times | 21 января 2003 г.
Иммигранты из России поддерживают правых
Шармила Деви
В преддверии всеобщих выборов в Израиле, которые состоятся уже через неделю, 28 января, в современный городок Ашдод на средиземноморском побережье съехались представители всех партий страны, заинтересованных в голосах 1,1 млн иммигрантов из бывшего Советского Союза.
Плакаты с фотографиями представляющего "Ликуд" премьер-министра Ариэля Шарона преобладают на въезде в этот город многоквартирных высоток и широких шоссе, выстроенных начиная с 1950-х. "Ликуд" имеет больше всего поддержки среди русскоговорящих избирателей, опережая оппозиционную центристско-левую лейбористскую и прочие иммигрантские партии поменьше.
Если в 1999 г. "русские" голоса помогли прийти к власти лейбористам, то теперь они, как и многие другие, поддерживают правые силы, что, вероятно, будет способствовать переизбранию Шарона.
Многие русскоговорящие в Израиле говорят, что теперь они лучше вписаны в израильское общество, чем в трудные первые годы пребывания в этой стране. Мало того, что приходилось решать проблемы с обустройством и поисками работы, многие имели в супругах не евреев или же сами весьма смутно представляли себе еврейство, что вызывало конфликты с религиозными властями, которые сомневаются, есть ли еврейские корни у 30% новоприбывших.
Натан Шаранский, бывший советский диссидент, специально создал новую партию, "Исраэль ба-Алия", представляющую их интересы. Но теперь дело выглядит так, словно эта часть общества чувствует себя комфортней в господствующем правом крыле, сознательно отказываясь от всего, что напоминает о советском социализме.
"В начале 90-х годов многие винили в своих проблемах "Ликуд", который тогда находился у власти, - говорит житель Ашдода Илья Мошаев, преподаватель менеджмента, эмигрировавший из Узбекистана в 1991 г. - Я знаю Шаранского и уважаю его, но думаю, что мы в нашей маленькой стране не нуждаемся в партиях, выстроенных на сектантстве или этнической идеологии. Проблемы иммигрантов будут быстро решены, если мы сосредоточимся на идеологии всей нации".
Ашдод, где треть двухсоттысячного населения говорит по-русски, примечателен лишь новым портом да обширной электростанцией. До Газы отсюда всего 30 км, но это особого впечатления не производит благодаря полной изоляции палестинских территорий со стороны Израиля. Ни один камикадзе с бомбой не проник сюда за 28-месячную палестинскую интифаду.
Опросы показывают, что лишь около 20% "русских" отдадут свои голоса за "Исраэль ба-Алия" Шаранского - это спад, по сравнению с 30% в 1996 г. Активисты партии стараются донести в массы ту мысль, что они говорят от имени всех новых иммигрантов, таких, как те, кто приехал из Аргентины или Эфиопии. Подчеркивая свою ориентированность на поддержку нуждающихся в помощи, партия приняла в свою орбиту даже израильских арабов, бедуинов и мусульманскую секту друзов, несмотря
на их воинственность в палестинском вопросе.
"Друзы и англо-саксы также голосуют за нас, и те и другие - национальные меньшинства", - говорит Борис Гитерман, активист "Исраэль ба-Алия" в Ашдоде.
Сдвиг вправо не остановил такие левые партии, как "Мерец", от попытки получить голоса в Ашдоде и прочих русских городах, нажимая на преимущества политики социального обеспечения - но не упоминая, разумеется, слова "социализм". Однако опросы показывают, что менее 10% русскоязычных иммигрантов намерены проголосовать за левых.
Учитывая, что бывшие советские иммигранты составляют примерно одну шестую всего населения, большая часть политических партий предвыборную кампанию проводит на двух языках - иврите и русском. У русскоязычного населения имеется своя пресса, теле- и радиостанции, и партии пользуются этим, слегка изменяя лозунги в расчете на аудиторию.
Плакаты "Ликуда" по-русски подают Шарона как сильную личность.
Лейбористы расписывают своего лидера Амрама Мицну в этом же духе, не упоминая его готовности начать переговоры с палестинцами. Кампания на иврите представляет его как "достойного доверия".
Но русскоязычное население в основном все-таки склоняется вправо, от "Ликуда" до крайне правых. Та молодежь, которая восприимчива к лозунгам партии протеста "Шинуй", призывающей к секуляризации государства, сокращению религиозного влияния на общество, не типична.
Многие солидаризируется с правыми экстремистами, блоком "Национальное единство"-"Исраэль Бейтейну", возглавляемым Авигдором Либерманом, который поддерживает идею "перемещения" арабов (этот политический термин подразумевает "этническую чистку").
Эту идею разделяют те, кто даже тактику Шарона по отношению к палестинцам находит слишком мягкой.
"Мы устали от всех этих левых партий, которые заботятся об Арафате больше, чем о своем собственном народе", - говорит Ольга Шумская, активист "Национального единства".
Однако лейбористы не сдаются и утверждают, что со временем русскоговорящие избиратели к ним примкнут. "Интифада обошлась нам очень дорого, и все-таки правительство продолжает выбрасывать деньги на финансирование поселений", - выступая перед маленькой группой активистов в Ашдоде, сказала представитель лейбористов в кнессете Софа Ландвер.
"Мы дорого расплачиваемся за идеологию "Ликуд", и со временем все это поймут".
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях