Die Welt | 21 июля 2016 г.
Чему можно и нужно поучиться у Израиля?
Гил Ярон
Неожиданно терроризм стал для Европы будничным явлением - каким является для Израиля на протяжении десятилетий. Будет ли европейский ответ таким же, как израильский? Непростая проверка демократии на прочность, констатирует в статье на сайте Die Welt израильский журналист Гил Ярон.
В отличие от европейцев, у которых такое количество оружия вокруг вызывает дискомфорт, израильтяне чувствуют себя в безопасности, находясь рядом с вооруженными сотрудниками правоохранительных органов. Те охраняют торговые центры, кафе и парковки, где досматривают личные вещи и багаж на предмет обнаружения в них взрывных устройств. Группу школьников, отправившихся на экскурсию, будет сопровождать человек с оружием - таков закон, пишет автор.
"Безопасность должна обеспечиваться повсюду. Многие военнослужащие берут свое оружие в отпуск - и ходят с ним в кафе, в магазин, снимать деньги в банкомате. Вооружены и многие простые граждане: электрики в Тель-Авиве, отцы семейств, гуляющие с детьми в парке или приехавшие в командировку", - замечает Ярон.
Но это лишь часть борьбы, которую Израиль ведет с терроризмом. "Все общество воспринимает себя как часть войны за выживание. С детства израильтян учат замечать подозрительные объекты. Подозрительным может быть что угодно - пустая банка из-под пива на дороге, странно припаркованная машина, колеса розового велосипеда, вот уже несколько дней бесхозно стоящего рядом с оживленным перекрестком. Отряды быстрого реагирования работают не покладая рук, нередко перекрывая целые улицы, если была обнаружена, к примеру, какая-то сумка", - продолжает Ярон, добавляя, что израильтяне нередко используют этот факт как правдоподобное объяснение опоздания куда-нибудь.
"Конфиденциальность - понятие, не знакомое израильтянам. В стране не ведется дискуссий по поводу того, к какой личной информации спецслужбы могут или не могут получить доступ. Многие в Израиле исходят из того, что их телефонные разговоры прослушиваются, а электронная переписка читается, - и готовы платить эту цену", - говорится в статье.
В Германии, где конфиденциальность информации представляет собой чрезвычайно чувствительную тему, встает вопрос о том, не позволяют ли израильтяне ущемлять себя в основных правах? Все не так просто, поясняет журналист. Израиль тоже отдает себе отчет в опасности слишком расширенных полномочий спецслужб. Делаются попытки усилить контроль за их деятельностью: так, задержанные обязаны предстать перед судьей в течение первых суток после задержания. Правда, в экстремальных ситуациях, когда речь идет о предотвращении теракта, сотрудники спецслужб могу отказать задержанным в правовой помощи, речь идет и о допустимости "умеренного физического давления", то есть санкционированных пытках.
У Израиля можно поучиться и еще трем вещам, считает Ялон. Во-первых, осознанию того, что, невзирая ни на какие меры безопасности, абсолютной защиты не существует - теракты происходят и в этой стране. Во-вторых, израильтянам так же важна радость жизни и демократия, как и их безопасность. Даже в случае конкретной угрозы теракта ни футбольный матч, ни фестиваль на открытом воздухе не будет отменен.
И третье: очень сложно соблюсти баланс между потребностью в безопасности еврейского большинства и равноправием арабского меньшинства. 20% населения страны - исповедующие ислам арабы. Они идентифицируют себя со своими родственниками-палестинцами, ведущими борьбу за свободу. Отношение арабского меньшинства к правоохранительным органам страны основывается скорее на страхе, чем на уважении, говорится в статье.
"Атмосфера, в которой арабы воспринимаются как враги, становится частью дьявольского замкнутого круга, где меньшинство дискриминируется или изолируется, а затем действительно встает на сторону врага", - признает автор материала. Но вот запрет на строительство мечетей в Израиле так же немыслим, как и ущемление свободы слова.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях