Статьи по дате

The New York Times | 21 апреля 2000 г.

Сергей Залыгин - редактор, который боролся с советской цензурой

Селестин Болен

В среду в московской больнице скончался Сергей Залыгин - писатель и редактор журнала "Новый мир", который в конце 80-х годов публиковал ранее запрещенные работы Бориса Пастернака, Иосифа Бродского и Александра Солженицына. Ему было 86 лет.

Залыгин работал редактором "Нового мира" в период с 1986 по 1988 год, во время разгара кампании свободы выражения и гласности Михаила Горбачева. Именно под руководством Залыгина ежемесячный журнал, барометр литературной свободы в советской России, впервые опубликовал стихи Бродского, в то время находившегося в изгнании, и роман Пастернака "Доктор Живаго".

После длительной борьбы с партийной цензурой Залыгин - первый беспартийный редактор "Нового мира" - в 1990 году добился публикации работы Солженицына "Архипелаг Гулаг", рассказывающей о сталинских лагерях.

Как пишут сегодня "Известия", публикация книги "Архипелаг Гулаг", чтение которой десять лет тому назад было чревато для советских граждан тюремным заключением, означала, что советской цензуре пришел конец.

Залыгин, родившийся в 1913 году в южно-уральской деревне неподалеку от Уфы, сделал литературу своей второй профессией. До этого он работал гидрологом и агротехником, что дало ему основание в начале 80-х годов возглавить кампанию против одного из наиболее непродуманных и амбициозных советских проектов, связанного с поворотом сибирских рек.

Залыгин и его союзники, в число которых входили националисты и экологи, выиграли битву - это была одна из первых побед в рамках кампании Горбачева, направленной на то, чтобы избавиться от строго централизованной системы планирования и положить конец ущербу, который она наносит окружающей среде.

Первая книга Залыгина вышла в свет в 1936 году. В 1968 году писатель получил государственную премию за роман "Соленая падь", в котором он показал фанатичного коммунистического лидера, проживающего в одной из сибирских деревень. Другой роман "На Иртыше" посвящен раскулачиванию.

Залыгин не был диссидентом. Он входил в состав секретариата Союза писателей СССР. Однако, выступая в среду вечером по телевидению, Солженицын назвал его очень смелым и мужественным человеком.

"Об этом можно судить хотя бы по делу, касающемуся глупого, абсурдного и идиотского проекта по повороту северных сибирских рек, - подчеркнул Солженицын. - Он был одним из участников этого движения. В значительной степени успех был достигнут благодаря нему".

Залыгин ушел из "Нового мира", находясь на гребне славы. По словам друзей, он был уже болен, но еще пытался посвятить себя литературному творчеству.

"Он писал до последних недель своей жизни, - подчеркнул Солженицын. - Его рука почти не могла держать ручку. Его последняя проза носила глубоко философский характер. Конечно, его смерть не была неожиданной. Он уже произнес свое последнее слово и с его правотой я не собирался спорить".

Источник: The New York Times


facebook

Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
При любом использовании материалов сайта гиперссылка (hyperlink) на InoPressa.ru обязательна.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях
© 1999-2024 InoPressa.ru