Yomiuri | 21 апреля 2003 г.
Древняя сатира о дне сегодняшнем
Асами Нагаи
Если сатира ? сущность жанра кёгэн, то современный спектакль "Король и динозавр" можно смело назвать королем этого жанра. Полный остроумия и поставленный по канонам традиционного комического жанра, спектакль "Король и динозавр", премьера которого недавно состоялась в Токио в театре Но, стал еще одним доказательством того, что жанру кёгэн может быть подвластно все, даже критика войны в Ираке.
В основе спектакля лежит идея абсурда и нелепости, подчеркивая таким образом абсурд и нелепость войны. Глупый король решает, что путь к мировому господству начинается с организации войны. Для короля изобрели особое устройство, которое позволяет сбрасывать водородную бомбу или человеческие экскременты в любом месте и в любое время, когда он пожелает. Но по ошибке он нажимает не ту кнопку и дальнейшие события принимают такой оборот, которого он не предвидел.
Даже само имя короля, Тоттлер, является сатирическим. Как говорит драматург и философ Такэси Умэхара, автор пьесы, в этом имени объединяются фамилии Адольфа Гитлера и Хидэки Тодзио. Но, несмотря на это, Тоттлер (его играет Сигэяма Сэнсаки) - весьма дружелюбный по характеру человек, который все же предпочитает власти деньги.
Совершенно очевидно, что король символизирует лидера самой могущественной страны в мире. Сигэяма даже одевает корону, напоминающую диадему статуи Свободы.
В тот момент, когда Тоттлер и его первый министр говорят о богатстве короля и размышляют о том, как достичь мирового господства, появляется Канэ-кун ("Мальчик Деньги"), на котором одеты спортивный костюм и головной убор, украшенные долларовыми купюрами. Восхищенный король сообщает ему, что он любит Канэ-куна больше всех в мире. Канэ-кун говорит королю о том, что он является его самым преданным подданным и обещает собрать все деньги мира и принести их в королевство. Когда король спрашивает, как это можно сделать, Канэ-кун гордо отвечает, что для этого нужно только скандировать "Глобализация, глобализация!", и деньги сами начнут сыпаться.
Затем появляется еще один подданный короля ? Гунтай-кун ("Мальчик Армия"), который обещает королю призвать всех своих друзей: оружие, военные корабли и самолеты. Приглашена даже водородная бомба.
На сцене появляется предприимчивый торговец, который просит короля побыстрее начать войну, чтобы увеличить сбыт и потребление оружия.
Все убеждают короля начинать войну, доказывая, что сила и есть право. Когда же король отвечает, что должен быть какой-то иной способ начать войну, на сцене появляется персонификация "правосудия".
Наконец Тоттлер решает начать войну и отдает слугам приказ, чтобы они изготовили устройство с тремя кнопками с кодовым цветом: с зеленой, чтобы сбрасывать водородную бомбу, с красной, чтобы распространять пропаганду, оправдывающую войну, и с желтой, чтобы сбрасывать человеческие испражнения на любую заданную цель.
Особенно радует короля Тоттлера кнопка для сброса экскрементов, которую он требует установить только ради забавы. "Если бы мы разбросаем экскременты по всему миру, то запах будет настолько сильным и отвратительным, что журналисты не посмеют скрыть это событие", - рассуждает он.
Ночью, когда король Тоттлер решает напасть на врага, к нему приходит гигантская рептилия по имени Toттлерзавр (актер Сигэяма Сэннодзё), глаза которой горят красным светом. В своих лапах рептилия приносит сделанное из папоротника существо, нелепый вид которого очень напоминает спортивного болельщика. Существо уговаривает Тоттлера не начинать войну и в качестве аргумента приводит факт исчезновения динозавров как результата военных действий. Но после этой встречи король все же трогает пальцем желтую кнопку и мечтает о том, как он ее нажмет.
За кулисами раздаются крики и перед королем появляется первый министр в окружении людей, грозящих подать жалобу в суд. Вошедшие жалуются на мерзкий запах, но король так и не может толком объяснить, зачем он нажал желтую кнопку.
Гневные возгласы протеста против войны прерывает торжественное объявление молодого репортера (его играет Сигэяма Додзи), выходящего на сцену из зрительного зала. Репортер объявляет по-английски, что королю Тоттлеру только что присуждена Нохелевская (по аналогии с Нобелевской) премия за укрепление мира. Торговец и его друг, водородная бомба, тихо удаляются со сцены, обещая друг другу найти другого, более агрессивного короля, с которым они смогут провернуть военную сделку и получить быструю прибыль.
"Король и динозавр" ? уже третья пьеса Умэхары, написанная в жанре кёгэн. Перед этим он написал пьесу "Ямато Такэру" для актера Исикавы Энноскэ, которая была поставлена в 1986 году. Пьеса, в которой классические приемы театра Кабуки умело сочетались с элементами бродвейских мюзиклов, была воспринята как новая форма традиционного жанра. Через несколько лет Сигэяма Сэннодзё, выступающий в жанре кёгэн и принадлежащий к знаменитой актерской династии театра Но из Киото, попросил Умэхару написать подобную же пьесу для театра Но. Художник Таданори Ёкоо создал веселые костюмы и маски для нового спектакля.
Главная задача, которую поставили перед собой Умэхара и Ёкоо, заключалась в том, чтобы сделать жанр классического фарса способным отражать актуальные проблемы современности. В 2001 году вышла пьеса "Муцугоро", которая посвящалась проблеме биологической консервации тела посредством замораживания, а в прошлом году появилась пьеса "Клон Нингэн Намасима", направленная против клонирования человека.
Пьеса "Король и динозавр", ярко отображающая все наиболее негативные стороны иракского конфликта, сразу завоевала широкую популярность. Вспоминая недавние дни накала международной напряженности, зрители оживленно реагировали на каждую пародию и шутку, звучащую со сцены.
Пьеса является наглядным примером того, как люди традиционно высмеивают то, с чем они не могут согласиться и вместе с тем чувствуют, что сами не в состоянии что-либо изменить. Интересно было бы наблюдать и реакцию американских властей, принимавших решение о войне в Ираке, если бы они посмотрели эту пьесу.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях