Le Temps | 21 апреля 2004 г.
Возвращение Трофима Лысенко
Жоэль Кунц
В 1929 году молодой украинский агроном Трофим Лысенко заново открывает старый крестьянский метод повышения урожайности зерновых - "яровизацию": семена озимых культур, даже высаженные весной, могут в определенных обстоятельствах давать всходы, если они хранятся во влажной среде и при низкой температуре. Два урожая в год вместо одного: это соблазнительная перспектива для коммунистического режима, только что пережившего исключительно холодную зиму 1927-1928 годов. Лысенко хвалит Сталин, его приветствуют советская Академия наук и великий биолог Николай Вавилов.
В 1935 году чисто научная история превращается в политическую. Опьяненный успехом, Лысенко с головой бросается на защиту своих теорий: обычную сельскохозяйственную практику яровизации он возводит в ранг "пролетарской науки", которую противопоставляет "науке буржуазной". На своей показательной подмосковной ферме он демонстрирует жирных коров и спелые колосья как залог грядущего безграничного изобилия. Начальники, бюрократы и технократы убаюканы певцом "истинной науки". "Буржуазные" идеологи отправляются в тюрьмы, а ученики Лысенко занимаются гибридизацией. В соответствующих условиях, утверждают они, ростки пшеницы могут дать рожь.
"Как увеличить вымя у наших коров? - задается вопросом один из ревностных учеников Лысенко. - В ширину его увеличить уже нельзя. Можно было бы его удлинить, но тогда оно будет волочиться по земле. Удлинить ноги? Но это будет вредно для коров... Поскольку назад его удлинить уже невозможно, остается одно - вытянуть его к переду. Так мы и поступим".
Я слышал последнюю пресс-конференцию Джорджа Буша в Белом доме. Он говорил о демократии на Ближнем Востоке так же, как Трофим Лысенко о яровизации пшеницы. Теперь, когда он (Буш) создал для этого необходимые технические и политические условия (прежде всего - сверг Саддама Хусейна), эта демократия будет процветать во всем регионе, так как она логически вписывается в диалектику развития арабских народов. Лишь недалекие люди, которые держатся за консервативный (он мог бы с таким же успехом сказать: "буржуазный") статус-кво, все еще смотрят на вещи иначе.
Демократия может вырасти на Ближнем Востоке так же, как пшеница растет в России. Чтобы добиться этого, нужно, конечно, приложить усилия. Но идеология, которой Джордж Буш ее обосновывает, будет иметь не больший эффект, чем лысенковщина в советской сельскохозяйственной науке. Впрочем, на своей образцовой ферме этот Лысенко втайне от всех кормил своих коров патокой, шоколадом и печеньем.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях