Статьи по дате

Die Welt | 21 апреля 2006 г.

Всё под контролем

Йенс Хартманн

Кремль через "Газпром" управляет средствами массовой информации. Самая большая бульварная газета ожидает смены собственника

Крупнейший в мире газовый монополист ОАО "Газпром" развивается не только как производитель нефти и газа, он находит все больше удовольствия в медиа-бизнесе. Как сообщает московская экономическая газета "Ведомости", ссылаясь на переговорные круги, "Газпром-Медиа" собирается приобрести крупнейший в России таблоид "Комсомольская правда" и стать самым влиятельным российским медиа-холдингом. Газета выходит ежедневно тиражом в 4 млн экземпляров, читают ее около 10 млн человек.

Пока что официального подтверждения этой информации не имеется. Рыночные аналитики оценивают стоимость "Комсомольской правды" в 150-300 млн долларов. Газета под руководством главного редактора Владимира Сунгоркина входит в медиа-империю "Проф-Медиа", принадлежащую олигархам Владимиру Потанину и Михаилу Прохорову. Потанин заявил, что хочет выйти из политизированного медиа-бизнеса и собирается сделать ставку на развлекательную прессу. Продажа газеты вписывается в линию, провозглашенную президентом Владимиром Путиным: к выборам 2008 года подчинить Кремлю все наиболее влиятельные средства массовой информации в стране.

Газовый монополист "Газпром", контролируемый государством, разместил все медиа-активы у своей "дочки" - в "Газпромбанке". В "Газпром-Медиа" входят телекомпании НТВ, "НТВ плюс" и ТНТ, пять радиостанций, издательский дом "Семь дней" с газетой "Известия", а теперь, наверное, и "Комсомольской правдой", кинокомпания и рекламное агентство. Считается, что годовой оборот холдинга в 2004 году составил 500 млн долларов.

Колоссальных доходов средства массовой информации не приносят. Рафаэль Акопов, который когда-то создавал "Газпром-Медиа", а теперь является генеральным директором его конкурента "Проф-Медиа", говорит, что "объем экономически не обоснованных обязательств" в отрасли выше, чем в других сегментах рынка. Иными словами, большими деньгами и средствами массовой информации "Газпром" делает политику.

Так, аудитория телеканала НТВ, передачи которого в общей сложности могут смотреть 123 млн человек, сократилась после того, как его информационные программы превратились в средство пропаганды. Раньше НТВ находился в оппозиции к Кремлю, однако пять лет назад Путин одним махом захватил телекомпанию и поменял его владельцев.

На совершенно плоском медиа-ландшафте доминируют государственные телеканалы "Россия" и "Первый канал". Наряду с "Газпром-Медиа" они являются наиважнейшими инструментами пропаганды Кремля. Однако люди все чаще отворачиваются от пропаганды и переключаются на развлекательные кнопки.

В одном из каналов, Ren-TV, немецкая компания RTL владеет 30-процентным пакетом акций. Остальные акции принадлежат близким Кремлю бизнесменам. Недавно акционеры уволили Ольгу Романову, критически настроенную ведущую информационных программ. Очевидно, ее работа не понравилась Кремлю.

Несмотря на всю эту цензуру, российский медиа-рынок процветает. Если в 2005 году доходы от рекламы составляли 4,9 млрд долларов, то, по прогнозу Ассоциации российских коммуникационных агентств, к 2010 году они превысят 10 млрд.

Эксперты, подобные Акопову, видят шанс для отрасли в развлекательном секторе и опасность - в политике. Такими шагами, как продажа "Известий", а сейчас, возможно, и "Комсомольской правды", Акопов деполитизирует "Проф-Медиа". Новый развлекательный телеканал Акопова "2 x 2", который начнет вещание в конце 2006 года, полностью отказывается от информационных программ.

На российский медиа-рынок вышла не только компания RTL. Axel Springer AG, которому принадлежит и газета Die Welt, издает здесь Newsweek, Forbes, Wallpaper, а также Computer Bild. Такие издательства, как Gruner & Jahr, Burda, Conde Nast и SanomaWSOY, также проявляют активность на российском рынке.

Предстоят новые сделки купли-продажи. Ожидается, что хозяина сменит критически настроенный к Кремлю издательский дом "Коммерсант". Наблюдатели полагают, что сделка будет заключена до конца мая. Главными претендентами на его приобретение считаются "Газпром-Медиа" и государственная железнодорожная компания РЖД. Еще один кандидат на продажу - это влиятельная еженедельная газета "Аргументы и факты".

К президентским выборам 2008 года, как считает эксперт в области медиа-бизнеса Акопов, в отрасли сменится не один собственник. "Это касается, прежде всего, политизированных сегментов рынка, например газетного". Один из его коллег говорит даже о том, что "государство мечтает о всевластии". Кремль не доверяет даже тем медиа-холдингам, которые его поддерживают. "Все средства массовой информации, которые могут оказать влияние на выборы, он хочет собрать под крышей Газпрома".

Источник: Die Welt


facebook

Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
При любом использовании материалов сайта гиперссылка (hyperlink) на InoPressa.ru обязательна.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях
© 1999-2024 InoPressa.ru