The Guardian | 21 апреля 2008 г.
Думы о Грузии
Саймон Рив
Россия хочет вернуть себе Южную Осетию и Абхазию - и Грузия тоже хочет. Военные, с которыми я встречался в этих сепаратистских регионах, были готовы к бою
Обедая в тихом кафе, суровые молодые солдаты из армии Южной Осетии пили водку кружками по случаю дня рождения своего сержанта, а затем сплели руки и запели патриотические песни о войне и независимости. После нескольких тостов, словно вспомнив о своем долге, они протрезвели, подхватили автоматы Калашникова и ушли, чтобы занять оборонительные позиции и дзоты на переднем крае - границе с Грузией.
Южная Осетия - область, отделившаяся от Грузии, - это одна из нескольких самопровоглашенных республик, разбросанных по государствам постсоветского пространства. Эти республики являются средоточием "глухо рокочущих" конфликтов, почти забытых всем остальным миром. Проблемы, после распада СССР повлекшие за собой региональные войны, так никогда и не были урегулированы по-настоящему: речь идет о боях в Южной Осетии и Абхазии (Грузия), в Нагорном Карабахе на территории Азербайджана и в Приднестровье, мятежном узком анклаве, вклинившемся между Молдавией и Украиной.
Посетив некоторые из этих самопровозглашенных государств, в том числе Южную Осетию, несколько лет тому назад, я как будто перенесся на машине времени в прошлое. Поля пахали на лошадях, за старыми грузовиками тянулся шлейф газов, похожих на сажу. Развитие замедлилось, а большинство населения по сравнению с советскими временами обеднело. Меня преследовало ощущение, что каждая из сторон выжидает, когда другая пойдет на смелый, решительный шаг. Либо сепаратисты наконец-то решатся провозгласить полную независимость, либо бывшая метрополия - будь то Грузия или Молдавия - вторгнется на эти территории.
Подобные напряженные ситуации требуют осмотрительных, терпеливых действий средствами дипломатии. Но Россия вмешивается в дела бывших республик СССР отчасти для того, чтобы отвратить НАТО и Запад от приближения к своим границам, а отчасти в надежде вернуть себе осколки былой империи.
Поэтому Кремль открыто обхаживает, финансирует и поощряет сепаратистов в отдельных областях Грузии, а также в Приднестровье, отделившемся от Молдавии. Россия создала в обоих регионах военные базы, где размещены сотни военнослужащих и тяжелое вооружение. Кремль называет этих военных "миротворцами"; грузинские официальные лица язвительно именуют их "piece-keepers" (то есть "хранителями куска", каламбур, основанный на созвучии этого английского словосочетания с "peacekeepers" - "миротворцы". - Прим. перев.).
Теперь, в отместку за признание Западом независимости Косово, а также потому, что Москва так по-настоящему и не смирилась с распадом советской империи, Россия объявила, что будет укреплять экономические и политические связи с Южной Осетией и Абхазией.
Это смелая попытка склонить оба самопровозглашенных государства к тому, чтобы те присоединились к России и в конечном счете смирились с аннексией. Но новый шаг Кремля резко усиливает опасность начала войны с Грузией, которая уже давно поклялась вернуть сепаратистские республики под свою власть.
А чего же хотят жители Южной Осетии и Абхазии? Приехав в Южную Осетию, я увидел, что это государство ступило на тропу войны. Местные жители подчеркивали, что являются осетинами, а не грузинами и выражали желание объединиться со своими братьями в Северной Осетии, которая находится по ту сторону границы - в России. Подобно абхазским сепаратистам, считающим себя древним этносом, они предпочли бы полную независимость, но могут удовольствоваться властью Москвы, которая для них предпочтительнее власти Грузии.
Даже если этот кризис возможно разрешить мирными средствами - что выглядит маловероятным - на территории бывшего СССР до сих пор тлеют и другие. Приднестровье и Нагорный Карабах (последний - ныне почти полностью христианский анклав внутри Азербайджана с тех пор, как азербайджанцы-мусульмане были оттуда изгнаны) являются средоточиями возможных грядущих войн. По-видимому, войска обеих сторон готовы к бою. Я уверен, что Европейскому союзу пора играть более активную роль в разрешении этих конфликтов-"нарывов", иначе на восточной границе ЕС может разразиться война.
Уезжая из Южной Осетии, на границе с Грузией я поболтал с тяжеловооруженными российскими "миротворцами". Все они явно полагали, что защищают анклав матушки-России. Я спросил, что они будут делать, если грузинские войска попытаются отвоевать Южную Осетию. Один указал на российский флаг, прикрепленный к его форме. "Мы снимем с себя знаки различия, - сказал он с непреклонным видом, - и будем драться".
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях