The Observer | 21 апреля 2008 г.
Страна, где созданы условия только для мошенников и убийц
Владимир Буковский
Как явствует из книги Юрия Фельштинского и Владимира Прибыловского "Эра киллеров" (издательство Gibson Square Books), вожаком стаи в путинской России является КГБ
Я всегда гадал, почему западная политическая элита так любит КГБ. Без малого 25 лет тому назад, когда на вершину советской пирамиды власти взобрался Юрий Андропов, глава КГБ с наибольшим стажем в истории этого ведомства, западные СМИ бесконечно ликовали. Нам сообщили, что Андропов "тайный либерал", что он любит джаз и коньяк и говорит по-английски. Как оказалось, эти сведения по большей части неверны. Зачем приветствовать с таким энтузиазмом человека, чья профессиональная обязанность в течение 15 лет состояла в том, чтобы убивать людей - даже если он говорит по-английски и предпочитает коньяк водке?
Ситуация повторилась на исходе 1999 года, когда президент Ельцин объявил о своей отставке, сделав своим наследником малоизвестного подполковника КГБ Владимира Путина. По всему миру на телеэкранах замелькали знакомые лица: Путин - определенно убежденный демократ, либерал, он жил в Германии и, кстати, говорит по-немецки! Что касается его прошлого в КГБ, уверяли они, что уж в этом особенного? КГБ был "элитой советского общества". Престранная, однако, логика: войска СС когда-то были элитой нацистской Германии. В прогнившем обществе гниль начинается с элиты. Чему тут радоваться? Только увидев убийства и теракты почти 10-летнего правления КГБ в России, увидев все вытекающие последствия для свободы СМИ и личности, запугивание Москвой своих соседей и шантаж Европы по поводу поставок природного газа, Запад неохотно очнулся.
Так все-таки "who is Mr Putin" и каков истинный характер его режима? В книге "Эра киллеров" нарисована четкая и точная картина жизни Путина и его режима. Подробно описываются различные аспекты правления КГБ от его зарождения в 1950-е годы до обстоятельств самых печально известных убийств, осуществленных этим ведомством. Собственно, книга кажется обвинительным актом против Путина и компании, представленным в Гаагский трибунал.
Она также не оставляет камня на камне от величайшей лжи, которая содержится в сегодняшней кремлевской пропаганде, - а именно, утверждения, будто в России демократия была опробована и потерпела неудачу. В 1990-е годы демократия в России вовсе не одержала убедительную победу. Верно, что номенклатура коммунистического режима отказалась от своей несостоятельной идеологии и от партии как идеологической смирительной рубашки, но сама номенклатура как таковая прочно осталась у власти. Теперь, после освобождения от марксистско-ленинских догм, обнажилась истинная сущность номенклатуры - она представляет собой мафию.
В книге Россия 1990-х показана такой, какой она была на самом деле. Это основанный на богатых информационных материалах рассказ, каким образом КГБ сталкивал олигархов лбами. КГБ выиграл в матче задолго до победы Путина в 1999 году - момента, когда Комитет просто перешел к игре в открытую. В 1999 году, выступая перед своими коллегами по КГБ, Путин объявил, что они снова у власти и на сей раз навсегда.
Роль Путина состояла в том, чтобы быть пустым местом и просто отсиживать рабочий день. В советские времена он перекладывал бумажки в кабинетах КГБ и занимался слежкой за диссидентами. Затем он работал в Восточной Германии не в качестве шпиона, но в качестве эмиссара тайной полиции в этой части советской империи, где "следил за поведением советских студентов в Восточной Германии" и "расследовал антикоммунистические акции протеста".
Затем его отозвали в СССР и поручили присматривать за тогдашним мэром Санкт-Петербурга. В качестве заместителя мэра он был глубоко вовлечен в организованную преступность, в том числе международную торговлю наркотиками. Затем, будучи удачливой пешкой кланов КГБ, он был переведен в Москву и оказался удобным кандидатом на пост преемника Ельцина. Задание КГБ изображать "железную руку, управляющую Россией" выпало ему по чистой случайности.
Остальное известно по новейшей истории. Взрывы домов в Москве и других городах России - вину свалили на чеченцев, но, очевидно, взрывы осуществлялись ФСБ; "небольшая победная война" в Чечне, которая до сих пор продолжается на всем Северном Кавказе и превратилась в геноцид; закрытие всех независимых СМИ в России; сталинская по духу атмосфера ксенофобии и шпиономании; политзаключенные; жесткая цензура; преобладающая атмосфера страха в стране.
КГБ снова находится у власти, и все вытекающие последствия налицо. Но на сей раз это не оправдано даже никакой безумной идеологией и не контролируется ни одним органом. То, что раньше делалось во имя идеи, дела всемирной социалистической революции, сегодня делается ради личных амбиций. И ныне намного дешевле и проще убивать своих противников в темных переулках, чем отправлять их в ГУЛАГ. Как выражался Сталин: "Нет человека - нет проблемы".
Фельштинский и Прибыловский отважно рассматривают систему корпоративного управления КГБ под непривычным углом. "Россия сделалась республикой нового типа - корпоративной республикой, - пишут они. - Некая корпорация взяла на себя управление страной и поставила у власти собственного президента. Президент Путин, до августа 1999 года являвшийся президентом FSB kontora, а 26 марта 2000 года избранный на пост президента страны, начал править Россией от имени корпорации. Впервые с XVII века, когда европейские Ост-Индские компании правили в Азии целыми странами в интересах своих акционеров, современная компания завладела крупнейшей сухопутной территорией в мире - Российской Федерацией".
Это сравнение несколько спорно. Тезис, что нынешней Россией правит корпорация КГБ, стал почти что общим местом. Под этим мы подразумеваем, что речь идет о корпорации в отличие от диктатора-одиночки или демократического правительства, но не о коммерческой организации в буквальном смысле. По сравнению с КГБ Ост-Индская компания была цивилизованной организацией; и главным инструментом, который она применяла для решения своих проблем, не было убийство. Нынешние чекисты - это не бизнесмены, а мафиози, злодеи из фильмов о Джеймсе Бонде. Правление КГБ похоже на правление колонизаторов только в одном смысле: они не особенно заботятся о стране, пока она снабжает их природными ресурсами, годными для экспорта.
К сожалению, авторы не анализируют попытки Корпорации КГБ восстановить советскую империю во внутреннем или во внешнем отношении. Книга сильна не аналитическими рассуждениями, а широтой изучения вопроса - в ней собраны воедино сотни малоизвестных фактов. Этот материал заслуживает куда более проницательного анализа, чем тот, что предоставляют "кремленологи". Он четко показывает, что значимость людей типа Путина в рамках этой системы крайне ограничена; кем бы они ни были, они обязаны быть деспотами для страны и рабами для корпорации. Путины приходят и уходят, но КГБ остается.
Владимир Буковский - бывший узник КГБ, известный диссидент советских времен
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях