Статьи по дате

Time | 21 апреля 2015 г.

Как взрывы на Бостонском марафоне причинили ущерб родине Царнаева

Саймон Шустер

В конце прошлого года старый друг семьи Джохара Царнаева осознал, что пора покинуть свой дом в штате Массачусетс и вернуться в родную Чечню, повествует корреспондент Time Саймон Шустер. Известный врач Хасан Баиев более 10 лет занимался благотворительной деятельностью, стараясь, чтобы дети в Чечне и других регионах юга России получили помощь американских медиков. Но после взрывов на Бостонском марафоне и начала суда над Джохаром Царнаевым заниматься этой работой стало почти невозможно.

"Люди начали говорить мне, что после случившегося не могут помогать Чечне или не хотят, - пояснил Баиев. - Я не видел другого выбора. Пришлось смириться с тем, что связи, которые я наладил, порвались".

"Правда, сами братья Царнаевы никогда не жили в Чечне, но репутация этого региона среди американцев так сильно испортилась, что, по словам Баиева, даже сбор небольших пожертвований на нужды чеченских детей осложнился", - говорится в статье. "Словно целая нация стала ассоциироваться с терроризмом", - заметил Баиев.

По мнению автора, Джохар Царнаев вряд ли планировал нанести ущерб народу Чечни. И все же "после случившегося перед нами захлопнулись почти все двери", говорит чеченская правозащитница Хеда Саратова. По ее словам, теперь даже самым гонимым и уязвимым жителям Чечни стало намного труднее (а обычно невозможно) получить убежище в США.

Более 10 лет Баиев был ключевым звеном между Чечней и "медицинским истеблишментом" в США, который считает Баиева образцом храбрости и самоотверженности. В период чеченских войн, когда большинство врачей бежало из Чечни, Баиев стал полевым хирургом. "Он лечил раненых участников боевых действий с обеих сторон конфликта, даже когда его операционная сотрясалась от залпов российской артиллерии", - говорится в статье.

Российские силы "неоднократно задерживали его и, по его словам, часто избивали. С неменьшим презрением к нему относились многие соотечественники-чеченцы за то, что он делал операции раненым российским военным", говорится в статье. Но для медиков Баиев стал героем, так как хранил верность клятве Гиппократа, и в 2000 году США дали ему политическое убежище.

Весной 2002 года домой к Баиеву пришли Царнаевы - родители с 8-летним Джохаром. Некий родственник из Канады дал им телефон Баиева. "До их звонка в тот день я никогда их не видел, никогда о них не слышал", - говорит Баиев. Он приютил их на месяц в своем доме. "Тамерлан Царнаев и две сестры присоединились к семье в том году, позднее", - поясняет автор.

По воспоминаниям Баиева, в то время Джохар был "тихим, но упрямым" мальчиком, который легко нашел друзей в окрестностях. После того, как Царнаевы сняли себе квартиру, они никогда не контактировали с Баиевым, а тот был слишком занят лекциями и кампаниями, пишет автор.

В 2003 году Баиев возглавил благотворительную организацию International Committee for the Children of Chechnya (ICCC), которая вскоре начала организовывать поездки американских хирургов в Чечню для лечения детей, пострадавших от войн.

По его словам, пациентов всегда хватало, так как "Чечня была вроде испытательного полигона для российского оружия. Один Бог знает, что они на нас сбрасывали". "Российское правительство никогда не проводило публичных исследований частоты врожденных дефектов в Чечне с 2000 года, но Баиев утверждает, что она намного выше, чем в среднем по миру, в особенности лидирует по случаям волчьей пасти и других физических аномалий", - говорится в статье. Баиев и его американские коллеги бесплатно лечили тысячи детей, рожденных в Чечне с такими дефектами.

В конце 2014 года Баиев решил закрыть ICCC, так как поддержка в США ослабла. Он переехал в Грозный и работает на полную ставку в детской больнице.

Источник: Time


facebook

Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
При любом использовании материалов сайта гиперссылка (hyperlink) на InoPressa.ru обязательна.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях
© 1999-2024 InoPressa.ru