The Guardian | 21 августа 2007 г.
Мировой порядок меняется
Дилип Хиро
Одновременно с военными учениями Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) под кодовым названием "Мирная миссия-2007", проходивших в Челябинской области в России, российский президент Владимир Путин объявил, что в полночь 17 августа с семи аэродромов в различных частях страны поднялись 14 стратегических бомбардировщиков, вооруженных ракетами. Как он сообщил, "дежурство подобного рода будет осуществляться на регулярной основе".
И заявление Путина, и учения ШОС стали беспрецедентными событиями. Кремль прекратил вылеты бомбардировщиков дальней авиации в 1992 году. "Нашему примеру, к сожалению, последовали не все страны, - сказал Путин. - Это создает определенные проблемы для обеспечения безопасности Российской Федерации". Тем самым он вновь безошибочно дал понять, что уверенность Кремля в своих действиях возросла.
ШОС была создана в 1996 году по инициативе Пекина, основной ее целью стало решение пограничных проблем Китая с соседними ему бывшими республиками СССР - Россией, Казахстаном, Киргизией и Таджикистаном. С тех пор организация претерпела серьезную эволюцию.
Три года спустя она расширила свои ряды за счет Узбекистана, хотя тот и не имеет общих границ с Китаем или Россией, вокруг которых и сложилась ШОС.
Региональная организация включила в свои задачи борьбу с контрабандой наркотиков и терроризмом.
Эти приземленные цели не помешали двум лидерам ШОС - Китаю и России - развить доктрину новой многонациональной организации.
На саммите в августе 1999 года китайский президент Цзян Цзэминь и его российский коллега Борис Ельцин высказались за создание многополярного мира в противовес ситуации, в которой США являются "единственной сверхдержавой".
В дипломатической сфере Пекин и Москва обнаружили, что их интересы в Центральной Азии пересекаются. Обе страны стремятся подавить исламский экстремизм, поддержать и развить торговые связи. У обеих вызывает недовольство стремление Вашингтона установить доминирование в регионе, который на памяти трех поколений являлся неотъемлемой частью Советского Союза.
В 2003 году ШОС включила в список своих приоритетов экономическое сотрудничество в регионе. По сути оно сводится к стремлению не дать американским и другим западным нефтяным корпорациям проникнуть в Центральную Азию, которое разделяют и Россия, и Китай. Затем организация подняла ставки в противостоянии.
На ежегодном саммите ШОС в июле 2005 года его участники призвали Вашингтон назвать дату вывода солдат и техники с баз Карши-Ханабад в Узбекистане и Манас в Киргизии. США направили туда свои силы накануне войны в Афганистане в октябре 2001 года. Спустя некоторое время Узбекистан, раздраженный критикой со стороны Вашингтона по поводу нарушения прав человека в стране, разорвал с Пентагоном договор об аренде базы Карши-Ханабад.
Стремясь расширить свое влияние, в 2005 году ШОС предоставила статус наблюдателей не только Индии, Пакистану (они граничат с Китаем) и Монголии (она примыкает и к Китаю, и к России), но также Ирану, поскольку тот граничит с Россией и Казахстаном по воде Каспийского моря.
В то же время ШОС осадила администрацию Буша, отказав США в предоставлении статуса наблюдателя. Это решение организация мотивировала отсутствием у Америки общей границы с Китаем или Россией.
Секретариат ШОС в Шанхае не принял во внимание аргумент Вашингтона о том, что США имеют статус наблюдателя в Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН), хотя и не граничат ни с кем из ее членов.
ШОС ясно дала понять Америке: "Не лезьте". Не менее ясно и то, что США не готовы разделить стремление организации к многополярному мировому порядку. В финальном коммюнике саммита ШОС в Бишкеке, столице Киргизии, был сделан упор на этот принцип: "Современным вызовам и угрозам безопасности можно эффективно противостоять лишь через объединение усилий мирового сообщества".
Стремясь подчеркнуть все возрастающую общность интересов стран ШОС, президент Ирана Махмуд Ахмадинежад заявил, что планы Пентагона по размещению элементов противоракетной системы в Польше и Чехии являются "угрозой не просто одной стране" и повлияют "на ситуацию в значительной части Азии и странах ШОС". Его заявление особенно четко соответствовало словам Путина, который выступает резко против проекта Пентагона.
Иран наряду с Индией и Пакистаном претендует на право стать участником ШОС. Если их заявки будут одобрены, разросшаяся организация будет представлять половину всего населения мира.
Учитывая это, сложно спорить со словами министра иностранных дела Киргизии Эднана Карабаева, который заявил, что "ШОС суждено сыграть важную роль в обеспечении международной безопасности".
Так, несмотря на твердое сопротивление Америки, медленно, но верно устанавливается многополярный мировой порядок.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях