Le Temps | 21 декабря 2006 г.
Новая гонка вооружений
Стефан Бюссар
Цепная реакция еще не вышла из-под контроля. Но хрупкое равновесие, оставленное в наследство холодной войной, вот-вот будет нарушено. Иран и Северная Корея, стремящиеся обзавестись ядерным оружием, пробили в системе нераспространения ядерного оружия брешь, пока еще психологическую. Перед лицом иранской и северокорейской угрозы многие маленькие страны демонстрируют желание инициировать собственные ядерные программы. Они настаивают на мирном характере этих программ. Тем не менее, трудно не углядеть между строк военные цели. Ядерное устрашение, долгое время остававшееся прерогативой Соединенных Штатов и Советского Союза, потом стран-участниц соглашения о нераспространении - США, России, Китая, Великобритании и Франции, "демократизируется". Нуклеаризация мира ускоряется. Директор МАГАТЭ Мухаммед аль-Барадеи бьет тревогу. Если сохранится нынешняя тенденция, скоро на карте мира возникнет не девять (пять существующих плюс Пакистан, Индия, Израиль и Северная Корея), а "30 потенциальных ядерных держав, имеющих возможность вскоре стать обладателями оружия".
Опасения арабских стран на Ближнем Востоке
10 декабря этого года шесть государств района Персидского залива - Саудовская Аравия, Объединенные Арабские Эмираты, Бахрейн, Кувейт, Оман и Катар - официально заявили о своем желании разрабатывать ядерные технологии в гражданских целях. 3 декабря Алжир, Египет, Марокко и Тунис сделали то же самое. Эксперт парижского Фонда стратегических исследований Бруно Тертрэ считает очевидным, что эти страны "реагируют на потенциальную угрозу, которую несет для их безопасности иранская бомба. Для Египта речь идет о собственном статусе в регионе".
Подтвержденные ядерные амбиции шиитского Ирана внушают опасения суннитской Саудовской Аравии. Конечно, 15 лет назад она приобрела у Китая баллистические ракеты. Но на сегодняшний день они уже устарели. Кроме того, все чаще ходят слухи, что Саудовская Аравия тесно сотрудничает с Пакистаном и частично финансирует его ядерную программу. И, наконец, заключает Бруно Тертрэ, "Эр-Рияд в июне 2005 года потребовал исключить Саудовскую Аравию из списка инспектируемых МАГАТЭ стран. Это вызывает подозрения. Не нужно, однако, преувеличивать. Ядерная программа Саудовской Аравии еще очень слабая, понадобится более десяти лет для разработки действенной технологии. Наиболее вероятно поэтому, что Пакистан предоставит Эр-Рияду ядерные гарантии без передачи оружия",
Ядерное признание Израиля
Не только арабские страны отвечают на ядерные амбиции Ирана. Недавно израильский премьер-министр, официально заявивший о наличии у Израиля ядерного оружия, был подвергнут резкой критике у себя в стране. Еврейское государство никогда еще не делало подобных признаний. Но в столь стратегически важном вопросе оговорка Эхуда Ольмерта не может быть случайной. Надежность израильской армии была поставлена под удар июльской войной, когда Израилю не удалось уничтожить "Хизбаллу". Кроме того, это заявление было сделано на фоне иранской конференции, отрицавшей реальность Холокоста. В этих условиях у Израиля возникла необходимость упрочить свою позицию в регионе.
Сомнения в надежности американского ядерного зонта
На Дальнем Востоке Северная Корея своими ядерными испытаниями 9 октября спровоцировала у своих соседей стремление к стратегическим переменам. Япония отказалась от табу: многие политические лидеры считают, что три заложенные в конституции принципа "не производить, не хранить и не владеть ядерным оружием на своей территории" уже нельзя считать неприкосновенными. Ярый сторонник соглашения о нераспространении, Япония вызывает новые опасения, так как у нее есть все возможности в очень короткие сроки изготовить ядерную бомбу.
Южная Корея чувствует себя в еще большей опасности. В среду она подчеркнула необходимость создания собственной системы противоракетной обороны. Характерная подробность: Сеул отказывается присоединяться к американо-японской системе противоракетной обороны, ставя тем самым под сомнение надежность американского ядерного зонта. Потому что если ядерные возможности Вашингтона не изменились, пошатнувшееся доверие к его внешней политике после иракского фиаско негативно влияет на образ США как мирового жандарма. Именно в этом смысле следует толковать позиции Израиля, Саудовской Аравии и Египта. Грядет индивидуализация ядерного устрашения.
Британская воля к власти
В этом стремлении к активной нуклеаризации мира маленькие страны под влиянием ядерной угрозы тоже пытаются "поиграть мускулами". Именно это происходит в Бразилии, которая в июне ввела в действие объект, оснащенный центрифугами, на которых возможно обогащение урана, и заявила о планах строительства к 2030 году 5 атомных электростанций. То же самое происходит и в Великобритании. 4 декабря Тони Блэр принял решение инвестировать более 30 млрд долларов в строительство ядерного арсенала. Ход необходим, с точки зрения британского премьер-министра, чтобы противостоять "опасности конфронтации с одной из главных ядерных держав", или продажным странам, готовым на переговоры с террористами.
Решение вопроса о распространении ядерного оружия
В настоящее время многие государства прикрываются использованием ядерных технологий в мирных целях. Но граница между мирным и военным использованием иногда расплывчата. Поэтому некоторые говорят о необходимости возвращения к реакторам, работающим на тории, выпуск которых впервые был начат в США. Этот элемент позволяет избежать образования плутония и возможности его использования для изготовления ядерного оружия. Другой вариант состоит в создании "банка ядерного топлива", находящегося в ведении МАГАТЭ. Государства, желающие обладать ядерными технологиями, будут иметь статус "пользователей". Так считает американский миллиардер Уоррен Баффет, уже вложивший в этот проект 50 миллионов долларов.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях