Статьи по дате

Süddeutsche Zeitung | 21 декабря 2006 г.

Почему гороскопы всегда попадают в точку

Виолетта Зимон

Гороскопы в журналах - это не астрология. Тем не менее, они всегда попадают в точку. Почему так происходит, рассказывает лингвист и социопсихолог Катя Фуртман. Интервью

- Многие высмеивают гороскопы, тем не менее, их везде публикуют. Не являются ли гороскопы надувательством, от которого можно спокойно отказаться?

- Не думаю. Гороскопы устанавливают важный коммуникативный контакт с контингентом, который скорее нетипичен для данного журнала. Гороскопы поощряют и утешают читателя, он получает подтверждение, мотивацию и ощущение, что его жизнь кому-то интересна. Он читает гороскоп, хотя прекрасно знает, что его не составляли для него лично.

- Почему, тем не менее, гороскопы всегда так или иначе попадают в цель?

- Существует много трюков: формулировки вроде "вам предстоит принять решение, вас ждут перемены, вы будете иметь преимущество" - это те рамки, которые охватывают все ситуации. В гороскопах не встречается конкретных указаний, там не бывает таких однозначных предсказаний, как "вам повезет в любви". Вместо этого встречается нечто неопределенное, например: "В любви, в профессиональной деятельности ваши дела пойдут в гору". В чем-то такое предсказание совпадет обязательно.

- Но о том, что вскоре ты встретишь большую любовь, приходится читать нередко - и это конкретика.

- Да, но что такое "вскоре"? Для одного это следующая неделя, для другого - следующий год. И в этом случае никогда нельзя доказать обратное.

- Встречаются ли еще какие-то типичные приемы?

- Часто встречаются противоречащие друг другу формулировки: "Вам следует меньше размышлять, а больше действовать". Тут формируется шкала настроения, на которой каждый читатель находит свою собственную позицию. Противоречия в гороскопах довольно часты. Например, вам дается совет, что надо активно использовать шансы и возможности карьерного роста, выдвигать требования руководству. С другой стороны, предлагается запастись терпением, занять выжидательную позицию в конфликтах, проверять все по десять раз и держать себя в руках.

- Разве это не полная путаница?

- В сущности, речь идет о сдерживании, о том, чтобы избегать крайностей. Сами по себе гороскопы нейтральны - каждый сам находит в них свое место. В них много пустых и шаблонных определений и метафор - "Вы на правильном пути", "Перед вами прямая дорога", "Вы на перепутье", "Остановитесь!" - все они оставляют свободу действий, читатель может как угодно примерять их на себя. Также распространены поговорки и общие фразы, потому что их нельзя опровергнуть: "Не откладывай на завтра...", "У каждой медали две стороны" - здесь не ошибешься.

- Тогда почему каждый, например, Овен интерпретирует гороскоп по-своему?

- Вы абсолютно правы. Лингвистические приемы обладают универсальным потенциалом, который каждый отдельный человек интерпретирует по-своему. Это означает, что мера совпадения гороскопа с реальностью зависит от читателя. Психологические исследования свидетельствуют, что человек, если он в это верит, часто находит в себе те или иные качества.

- То, о чем вы говорите, совсем не похоже на магию звезд...

- В какой-то степени, да. Астрологические термины, например, "планеты" и "констелляция" (расположение звезд при рождении человека. - Прим. ред.) - "Марс отвечает за...", - апеллируют к современному человеку, который всегда и всему стремится найти объяснение. С другой стороны, при этом возникает налет таинственности, и человек чувствует на себе влияние высших сил.

- СМИ используют этот налет таинственности для привлечения читателей?

- Совершенно верно. Многие журналы уделяют большое внимание оформлению гороскопов. Гороскопами они посылают своей читательской аудитории сигнал, который побуждает ее делать покупки. Именно в годовых гороскопах это получается лучше всего: мотивация читателя облечена в них в лестные формулировки, например: "Вы привлекательны и умны, вы можете всего достичь". Чаще всего такое печатается в женских журналах. Женщины очень любят комплименты.

- Сознательно ли журналы обращаются к своей целевой аудитории через гороскопы?

- Исследования, проводившиеся на англоязычном материале, показали, что гороскопы в журналах часто обращены именно к данной читательской аудитории. Гороскоп в глянцевом журнале будет советовать читателям: "Зарядитесь энергией, позвольте себе отпуск в велнесс-отеле!", ведь у журнала и отеля одинаковая аудитория. Таким образом, гороскопы отражают общественные реалии.

- Изменилась ли вслед за переменами в обществе, которое происходили в последние десятилетия, форма подачи гороскопов?

- Конечно, раньше формулировки были более консервативными, изменились и темы. Но астрология как культурная система - материал отдельного анализа. Единственное, что не подверглось изменениям, это тот самый налет таинственности, который сопутствует гороскопам. Поэтому женщины более привержены вере в звезды.

- Получается, что гороскопы не для мужчин?

- Различные исследования показывают, что мужчины относятся к гороскопам скорее скептически. Они меньше верят в астрологию, чем женщины.

- В том, что мужчины так говорят, никто сомневаться не станет. Но ведь мало кто признается, что любит ходить в "Макдональдс". Однако обороты этой сети говорят сами за себя...

- В этом что-то есть. Конечно, результаты основываются исключительно на личных высказываниях, и это не означает, что они соответствуют действительности. Тем не менее, психологические исследования говорят в пользу того, что мужчины скорее ориентируются на образцы. И это доказано.

- Вы лично не верите в гороскопы. Но читаете ли вы хотя бы некоторые из них?

- Да, причем регулярно. Даже если не принимать во внимание научный интерес - мне нравится, если я нахожу подтверждение принципам, открытым мною в результате моих исследований. Кроме того, я постоянно в форме и открыта для совершенствования.

- Я Стрелец. Именно из гороскопа я узнала, что мой партнер, с которым мы вместе живем уже 10 лет, мне не подходит, поскольку он Рыба. Но я с этим в корне не согласна.

- Может быть, вы нетипичный Стрелец. Или ваш партнер - нетипичная Рыба. Имеется много других констелляций, например, положение Луны или асцедент (тот зодиакальный знак, который в момент исследуемого события восходил над горизонтом. - Прим. ред.), которые влияют на совместимость. А они не учитываются в гороскопах, публикуемых в СМИ.

- Тогда гороскопы в СМИ - это "ненастоящие" гороскопы?

- Гороскопы в средствах массовой информации - это так называемые вульгарные гороскопы...

- Извините, вы сказали "вульгарные"?

- Это их официальное наименование (от лат. vulgaris - "упрощенный", "обыкновенный". - Прим. ред.). Гороскопы, публикуемые в СМИ, - это не астрология. Многие этого не знают. Эти гороскопы ограничиваются только солнечным знаком, то есть знаком зодиака. Серьезная астрология учитывает также время и место рождения человека. Журнальные гороскопы ориентируются только на тенденцию, диктуемую солнечным знаком.

- Получается, что эти "вульгарные гороскопы" готовятся не астрологами?

- Лишь в какой-то степени. По большей части гороскопы составляются в медиа-агентствах, которые, в свою очередь, привлекают астрологов. Астрологи предоставляют им сырые данные, агентства их творчески перерабатывают и направляют в средства массовой информации.

- Вы меня разочаровываете. Это как-то несолидно.

- В том-то и дело. Некоторые средства массовой информации в качестве вывески используют также имена известных астрологов, например, Эриха Бауэра или Уинфреда Ноэ, чтобы тем самым подчеркнуть серьезность своих гороскопов. Однако многие вообще не ссылаются на источники.

- Наверное, на то есть причины. Нередко приходится слышать, что составлением гороскопов подрабатывают секретарши...

- ... или практиканты, такие случаи мне известны. Теоретически они могут попасть своими предсказаниями в цель, но практически мне не известно ни одного такого совпадения. Тем не менее, многие СМИ предпочитают потратить больше денег на более серьезные источники, чтобы подобных слухов просто не возникало.

Источник: Süddeutsche Zeitung


facebook

Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
При любом использовании материалов сайта гиперссылка (hyperlink) на InoPressa.ru обязательна.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях
© 1999-2024 InoPressa.ru