Libération | 21 декабря 2007 г.
Путин - икона косовских сербов
Марк Семо
Сербское меньшинство провинции надеется, что Москва сможет помешать независимости
Повсюду развешаны одинаковые листовки: просто портрет российского президента Владимира Путина, без лозунгов, без подписей. Первые появились еще несколько недель назад на стенах в Митровице, в сербской части этого поделенного города на севере Косово, и никто не знает, кто их расклеивал. Они - на витринах магазинов и в кафе, как образы святых. "Только Путин может еще спасти нас, хотя мы и предпочли бы, чтобы это сделала Франция, как в Первую мировую войну", - вздыхает Мили Мискович, вышедший на пенсию инженер, который держит киоск. Около 50 тыс. сербов, значительная часть которых - беженцы, приехавшие из других областей Косово, живут к северу от реки Ибар. Они хотят сохранения - хотя бы формального - главенства Белграда, в то время как албанцы (составляющие 90% населения) требуют независимости этой южносербской провинции, с 1999 года находящейся под международным протекторатом.
Памятник
В то время как США и Евросоюз подготавливают независимость "под наблюдением", Москва продолжает блокировать процесс в Совете Безопасности. А косовские сербы цепляются за эту последнюю надежду. "Нам необходимо верить в то, что кто-то нас поддерживает. Для нас сейчас Россия как вторая родина", - объясняет Игорь, изучающий медицину. Волна пророссийского энтузиазма началась здесь прошлым летом, когда Москва заблокировала план ооновского посредника Марти Ахтисаари. В самом центре города теперь возвышается обернутый сербским и российским флагами бронзовый памятник русскому консулу Григорию Степановичу Щербине, убитому в Митровице в 1884 году "албанскими террористами". Он был открыт месяц назад в присутствии делегации российского посольства, прибывшей из Белграда.
"То, что русские поддерживают сербов Косово, это факт. Хорошо, что наконец-то на международной арене появилась еще одна сила, уравновешивающая США", - подчеркивает Момир Касалович, председатель Национального сербского совета Косово, в который входят почти все партии и организации сербской общины. Момир Касалович немного смущен такой оголтелой русофилией, а Белград еще надеется убедить Европейский союз или, по крайней мере, некоторых его членов отложить принятие решения о независимости Косово без согласия ООН, которое может подлить масла в огонь в и без того нестабильном регионе. Он лишь скромно уточняет: "Косовские сербы и дальше будут жить так, будто этой незаконной независимости нет, и признавать законное главенство Белграда". Это следует понимать так, что в случае провозглашения независимости граничащий с Сербией и населенный сербами север Косово отделится.
Колыбель
Три дня назад, накануне заседания Совета Безопасности, они вышли на демонстрацию неподалеку от моста через реку, разделяющую город на две части. Они съехались со всего Косово, в том числе и из "анклавов", находящихся под защитой контингента НАТО в Косово (KFOR), где живут 60 тыс. сербов. Некоторые несли плакаты с лозунгом "Россия, помоги нам!", другие надписи напоминали, что "Косово - душа Сербии". Сербы считают этот район колыбелью своей истории. Один из местных членов партии сербского премьер-министра Воислава Коштуницы говорил в микрофон: "Мы требуем, чтобы Сербия прекратила любые переговоры с Евросоюзом, потому что нам там не место".
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях