Le Temps | 21 декабря 2009 г.
Двадцатилетний демократический опыт Восточной Европы: бесконечный переходный период
Владимир Тисманеану
Прошло двадцать лет с момента падения коммунистической системы, казавшейся вечной, пишет в Le Temps румынский политолог Владимир Тисманеану. Революции 1989 года бесповоротно покончили с ленинизмом и позволили гражданами стран Восточной Европы взять свою судьбу в свои руки. В ходе этого процесса они переосмыслили понятия гражданственности, памяти, справедливости и ответственности. Развитие этих обществ после 1989 года пошло по двум путям: либо революция вселяла прочное ощущение гражданской принадлежности, либо она отклонялась от своей цели или даже отрицалась. Основной трудностью в этот период поиска смысла было построение политического и нравственного консенсуса, основанного на доверии к ответственным институтам и предсказуемым действиям, отмечает Тисманеану.
Революции 1989 года уничтожили прежний режим и с огромным трудом создали вместо него другой мир, часто отклоняющийся от либеральной демократии. Этот переход вызвал разочарование у восточноевропейцев, возлагавших слишком большие надежды на новый мир, состоящий из свободы слова, равенства и сильной демократии. Тем не менее, эти революции не закончились провалом. Их цель заключалась в том, чтобы избежать подводных камней новых политических утопий, и в этом смысле они были успешны, отмечает автор статьи. Эти революции открыли путь демократической нормализации, оживлению общественной жизни. Радикальные политические формы не прижились, напротив, люди отвергли популистские маневры.
Идеологическая реальность после 1989 года была неизбежно эклектичной, продолжает Тисманиану. "Крах ленинизма породил вакуум, постепенно заполнявшийся как коммунистическими, так и докоммунистическими традициями: от национализма до консерватизма, от неоленинизма до квазифашизма. Эти двадцать лет охарактеризовались текучестью убеждений, привязанностей и политических пристрастий", - пишет издание.
Одним из основных нерешенных вопросов для большинства стран региона остается вопрос о тоталитарном прошлом, которое оказывается существенным препятствием для установления долгосрочных связей между демократией, памятью и общественной деятельностью. Эти общества и большинство их членов все еще не могут спокойно вспоминать о прошлом. Нельзя недооценивать негативные последствия такой общественной амнезии, подчеркивает автор статьи. Отсутствие откровенной дискуссии и анализа прошлого порождает молчаливое недовольство и даже открытый протест, делая возможным приход к власти новых демагогов, пишет Тисманиану, в качестве примера приводя Владимира Путина в России: "Важной составляющей легитимности его "управляемой демократии" является институционализированная амнезия, фальсификация истории ХХ века, советского прошлого и особенно сталинского геноцида", - отмечает издание.
1989 год стал годом, когда большинство жителей Восточной Европы перестали испытывать страх и оказались в центре политической жизни. Большинство катастрофических сценариев для региона не сбылись. В заключение автор делает вывод, что уроки революций 1989 года являются аргументами в пользу демократических ценностей.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях